Евреи и шелковый путь

В Берлине  с 10 по 12 октября прошла международная научная конференция “Jewish Along Silk Road” – “Евреи по Шелковому пути”, в которой приняли ученые из Германии, Австрии, Израиля, Грузии, Канады и Франции.

Впервые на моей памяти проходит научная конференция, где отражены исторические исследования, проблемы, связанные как с прошлой, так и с современной, новейшей историями бухарских, горских, грузинских, иранских евреев. Я специально поехал в Берлин, эту командировку (организована Фондом имени Ицхака Мавашева – Институтом по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре, при поддержке Центра  бухарских евреев Германии), чтобы лично познакомиться с учеными,  которых знал по их работам, но никогда не встречался с ними лично. Давид Мавашев задумал очередную конференцию в 2022 году в Нью-Йорке, куда мы намерены их пригласить.

Здесь выступали наряду с Зеевом Левиным (Израиль) Томасом Лой (Чехия), Борисом Чуховичем (Канада), исследователи, которые серьезно изучают историю и культуру евреев Ирана, Грузии, Азербайджана, не будучи представителями этих народов. Они рассказали, как евреи живут между Баку и Берлином, между Ташкентом и Тегераном, Душанбе и Тель-Авивом. Каким образом опыт совместного проживания с мусульманским, христианским или секуляризованным большинством и меньшинством сформировал еврейские биографии и идентичности.

Большинство евреев, живущих сегодня в Германии и Европе, происходят из районов бывшего Советского Союза. Они мигрировали в основном из европейских регионов страны, таких как Беларусь, Украина или Россия, но некоторые прибыли из южных и восточных республик Кавказа и Центральной Азии – регионов, которые лежат на маршрутах исторического и нового Шелкового пути.

Во время трехдневной международной конференции организаторы хотели бы подойти к малоизвестным историям о бегстве, депортации и миграции между Европой и Азией, опыту соседства и религиозной повседневной практике постсоветских евреев с Кавказа и Центральной Азии. Основное внимание уделяется социальным и культурным запутанным и лиминальным пространствам, местам встреч и промежуточным позициям людей, живущих в качестве меньшинств, и мигрантов в многоэтнических и многоконфессиональных обществах.

В каких условиях евреи живут между Баку и Берлином, между Ташкентом и Тегераном, Душанбе и Тель-Авивом? Каким образом опыт совместного проживания с мусульманским, христианским или нерелигиозным большинством и меньшинством повлиял на формирование еврейских биографий и идентичности?

Основное внимание было уделено социальным и культурным обстоятельствам в местах временного пребывания, местах встреч и перемещения людей, проживающих в качестве нацменьшинств и мигрантов в полиэтнических и многоконфессиональных сообществах.

– Мы изучаем воспоминания и опыт совместной жизни на советском и глобальном Юге и спрашиваем, как этими историями меняются повествования о еврейской и постмигрантской жизни в 21 веке в Германии и Европе, – сказала профессор Алина Громова, работающая в Еврейском музее Берлина, где и проходила данная конференция.  Стремимся показать, как переживания и биографии евреев сформированы советским ориентализмом и колониализмом, антисемитизмом и расизмом и как они соотносятся с еврейским опытом в Иране, Турции, Марокко или Индии.

По материалам газеты The Bukharian Times