Лех Леха
Ребе Шолом-Дов-Бер сказал одному из пришедших к нему на личную аудиенцию: «С тех пор, как Святой, благословен Он, сказал Аврааму, отцу нашему: „Выйди из земли своей…“ — и написано: „И отправился Аврам. продвигаясь на юг“, — началась таинственная выборка искр святости и очищение этого мира. И, согласно тому, как постановило Божественное Провидение, человек отправляется туда, где находятся искры Божественности, которые нуждаются в том и ожидают того, чтобы быть перебранными и вызволенными им.
Праведники, обладающие особым зрением, видят, в каком месте их ожидает работа по выборке искр святости в мире, и отправляются туда сами. Простым же людям Причина всех причин [Всевышний] создает повод для того, чтобы они пришли в то место, где возложена на них работа по поднятию искр святости». Наконец-то Авраам добрался до Ханаана, земли, обещанной ему Всевышним в вечное наследие. Однако вместо того, чтобы обосноваться на одном месте, Авраам продолжил путешествие на юг (12:9): «И отправился в путь Аврам, продвигаясь на юг».
Что означает слово «продвигаясь» и почему он пошел именно на юг? РАШИ отвечает на оба вопроса и объясняет, что он путешествовал постепенно, с остановками: сначала поживет на одном месте месяц или больше, затем отправится в путь и раскинет свой шатер в другом месте. Что касается путешествия на юг, РАШИ объясняет так: «И все его переходы — на юг, чтобы достичь юга Земли Израиля, а это по направлению к Йерусалиму, который в уделе Йеуды, получившего (свой удел) на юге земли Исраэля, — к горе Мория, которая в его владении». Чему РАШИ пытается научить нас, добавляя, что Авраам двигался в направлении Иерусалима? И как РАШИ пришел к такому выводу? Все, что говорится в Торе, — это то, что он путешествовал на юг. РАШИ кажется озабочен тем, что Тора сообщает нам подробности того, что Авраам постоянно путешествовал и что он путешествовал на юг.
Тора не затрагивает тривиальных вопросов и зря не упомянула маршрут Авраама. Поэтому РАШИ пришел к выводу, что в описании Торы путешествий Авраама на юг должен быть более глубокий смысл. Авраам не просто осматривал достопримечательности или искал место для поселения. Он имел в виду духовную цель. Путешествуя на юг, Авраам направил свою жизнь на достижение Иерусалима; точнее, горы Мориа, места будущего связывания Ицхака и места расположения Священного Храма.Более того, упоминая, что Храм находится на территории, отведенной Йеуде, РАШИ намекал на роль Мошиаха, потомка Давида и колена Йеуды.
РАМБАН цитирует изречение: «Дела праотцов — знак для их потомков». Это означает, что всё, что делали наши праотцы и праматери, согласно Торе, было предзнаменованием будущего еврейского народа. Более того, их жизненные истории были не просто предварительным просмотром будущего, а они фактически помогли сформировать будущее. Например, тот факт, что Аврааму пришлось отправиться в Египет, где его жена Сара была похищена фараоном, был предзнаменованием будущего египетского рабства всего еврейского народа. Точно так же исход Авраама из Египта с материальным изобилием предвещал уход еврейского народа из Египта с большим богатством.
Точно так же путешествие Авраама на юг к Иерусалиму и горе Мориа предвещало возвращение еврейского народа на свою землю после долгого изгнания и восстановление Храма на горе Мориа под руководством Мошиаха, потомка Давида и Йеуды. Неудивительно, что когда мы рассматриваем числовое значение слов «продвигаясь на юг» (הָל֥וֹךְ וְנָס֖וֹעַ הַנֶּֽגְבָּה) и добавляем к нему последнюю букву имени Авраама, то есть букву «мем», начальную букву слова «Мошиах», в сумме как раз и получается «Мошиах» (318 + 40 = 358). Остаётся вопрос: каково значение того факта, что Авраам пробыл в одном месте около месяца, а затем отправился в другое? Ответ заключается в том, что именно потому, что его путешествие было не географическим, а духовным, оно должно происходить постепенно.
Точно так же достижение окончательной мессианской эпохи — это преобразующий процесс как для человека, так и для нации. Еврейская история полна взлетов и падений. Изгнание часто отбрасывало нас назад, но оно также заставляло нас искать спрятанные сокровища, с помощью которых мы катапультировались на невообразимые высоты. На протяжении нашего извилистого путешествия по истории мы накапливали сокровища от каждой «остановки», которые подготовили нас к Окончательному искуплению.
Талмуд («Бава Батра» 25б) гласит: «Тот, кто хочет стать знающим, должен смотреть на юг [во время молитвы]; тогда как тот, кто хочет разбогатеть, должен смотреть на север». Затем Талмуд утверждает, что эти разные направления параллельны положению двух сосудов в Храмовом святилище. Стол («шулхан») находился на северной стороне Храмового святилища. Это был особый стол, на который каждую неделю клали двенадцать хлебов. Он символизировал материальные благословения, которые дает Б-г. Эти благословения были произведены именно тогда, когда положили и съели эти двенадцать хлебов. На южной стороне Храма была помещена и зажжена Менора— канделябр с семью ветвями. Создаваемый им свет символизировал знание Торы, которое сравнивают со светом.
Материальное процветание в контексте Святого Храма означает, что наши материальные приобретения получены законно и этично и что мы будем использовать их для поддержки духовных институтов еврейского народа. Следовательно, если мы направим наши умы и сердца на север, сосредоточив нашу молитву на нашем желании достичь материального процветания, тогда Б-г исполнит наше желание. Если мы сосредоточимся на юге; в погоне за знанием Всевышний исполнит нашу просьбу, и мы достигнем более высокого уровня понимания Торы, что позволит нам также нести свет и просвещение другим.
Движение Авраама на юг является для нас посланием о том, что в наших путешествиях по изгнанию мы всегда должны стремиться к распространению Торы, а не к погоне за материальным богатством. Теперь мы также можем понять, почему Авраам делал много остановок на своем пути на юг. Хотя вся Тора была дана нам на горе Синай, не вся она была открыта в то время. В каждый период истории существовали аспекты знания Торы, которые хранились в секрете и были известны только избранной группе мудрецов. Однако с течением времени ранее секретные знания, которые утаивали от одного поколения или эпохи, были «открыты» и в конечном итоге раскрыты следующему поколению.
Это согласуется с заявлением великого мудреца Шломо о том, что «Всевышний сделал всё в свое время». Пришло время всему раскрыться. Когда приходит это время, мы накапливаем все больше и больше знаний, которые приближают нас к «югу», то есть к вершине Б-жественного знания. Следовательно, остановки Авраама в разных местах на короткий срок вместо того, чтобы совершить один длинный путь на юг, были его способом дать нам возможность постепенно расти в наших знаниях Торы и приближать нас к цели.
Ребе Король Мошиах говорит, что наше поколение находится в нескольких сантиметрах от «юга», и что части Торы, которые особенно важны для нас в данный момент, — это её учения, касающиеся Мошиаха и Освобождения. Теперь мы можем видеть, как совпадают обе интерпретации «юга». Маршрут к Третьему Храму, который должен построить Мошиах, — это знание Торы о юге: Мошиах и Освобождение. Когда в нашей главе Всевышний благословил Авраама, то обещал, что тот станет праотцом великого народа. При этом сказано, что еврейский народ будет как звезды в небе («Берейшит» 26:3-4): «Проживай на этой земле, и Я буду с тобой, и благословлю Я тебя, ибо тебе и твоему потомству дам все эти земли… И Я умножу потомство твое как звезды небесные…». Это означает, что еврейский народ велик неизмеримо — как бесчисленные звезды в небе.
В сборнике «Сегодня — день» за 5 Мар-Хешвана, объясняется, что евреи уподоблены Всевышним путеводным звездам, мерцающим на небесном своде. При их свете идущий в ночной тьме также не собьется с дороги. Каждый из евреев должен служить ориентиром для окружающих. Для этого евреи обладают достаточной силой убеждения и достаточными духовными силами для того, чтобы оказать влияние на всех своих знакомых. Все это имеет большое значение в нашем поколении, которое охарактеризовано как «пятки Мошиаха», в частности, это поколение — последнем поколении изгнания…Только пятка ноги, то есть только последнее поколение обладает способностью «подняться самим» и поднять все предыдущие поколения. Потому что последнее поколение изгнания будет первым поколением Освобождения — освобождение всех евреев во всех поколениях!
Лидер нашего поколения — Любавичский Ребе подчеркнул в своем призыве «Немедленное раскаяние (возвращение) — немедленное Освобождение, и объявил, что осталось только «отполировать пуговицы», подготовиться к торжественной встрече Короля Мошиаха, а затем — что и это уже завершилось, и единственное, что требуется от нас «быть всем готовыми» приветствовать нашего праведного Мошиаха в истинном и полном Освобождении.
Статья прислана равом Даниэлем Булочником по материалам: https://moshiach.ru/moshiach/quotes/4689.html