Многое изменилось в жизни бухарских евреев за последние десятилетия. Самым главным событием было создание в 2000 году Всемирного конгресса бухарских евреев, во главе которого стоит Лев Леваев, бизнесмен, филантроп, деятельность которого в корне изменила статус бухарских евреев во всём мире. Нет ни одного города на карте мира, в которых живут евреи, где не чувствовалась бы забота о них со стороны этой мощной организации.
Поворотом в судьбе подрастающего поколения явилось создание Леви Леваевым Квинс-гимназии (2002 г.), в котором вот почти 20 лет учатся наши дети. Более десяти лет функционирует Музей «Наше наследие», созданное Ароном Ароновым. Одной из главных частей культуры является театр. Как известно, театральное действо всегда сопровождало жизнь бухарских евреев, начиная с их рождения и кончая смертью. Театр – неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Но, к сожалению, его история далеко не однозначная.
Одно из первых театральных объединений существовало в 20-30-е годы в Самарканде и было известно, как «Музыкально-драматический театр», в котором выступали такие корифеи, как Гавриэль Муллокандов, Михоэл Толмасов, Фрида Муллокандова, Гавриэл и Джоя Зувулуновы… Театр был закрыт в годы массовых репрессий, а актёры чудом избежали арестов. И лишь спустя много лет в период правления Михаила Горбачёва при Ташкентском культурном центре был создан театр «Неккадам», просуществовавший короткое время: в связи с массовым исходом бухарских евреев театр был закрыт.
Такова вкратце история национального театра в бывшем Союзе. И совершенно по-другому складывается судьба этнического театра после нашей иммиграции в США. Одним из первых был создан театр «Возрождение». Произошло счастливое совпадение тех слагаемых, которые способствовали его появлению: место, время и личность…
Мы оказались в стране, где провозглашённые Конституцией принципы свободы слова, печати, волеизлияния явились не формальными, как в бывшем Союзе, а реально защищёнными. Нет необходимости в получении права или разрешения на создание тех или иных объединений, включая театральных. Появилась и личность, яркая и неординарная. Им был Заслуженный артист Узбекистана Семён Борисович Аулов, человек, всей душой болеющий за культуру своего этноса, сделавший всё возможное, чтобы осуществить мечту многих поколений о создании театра. Нашлись и поклонники сцены, любители театра. Семён Аулов смог совершить чудо – превратить их в настоящих актёров. Его стремление было поддержано многими, и в том числе руководителем клуба «Рошнои» Робертом Пинхасовым, а первым спонсором явился Конгресс бухарских евреев США и Канады во главе с Борисом Кандовым.
Созданному театру «Возрождение» уже идёт двадцать второй год. Это серьёзный срок и серьёзная заявка на будущее. На сцене этого театра осуществлены постановки более 20 спектаклей, огромное количество выездных выступлений, концертов, юбилейных вечеров, гастролей за рубеж. Среди них «Хостгори», «Ташкент – Нью-Йорк», «Инжоро Америка мегуянд!» («Здесь вам Америка!»), «Бунт невесток», «Ханума», «Страховка» (Розы Бабековой), «День матери», «Шедевр на полотне», «Скряга», «Ариджон, натарс!» и т.д.
Последний спектакль, поставленный Семёном Ауловым, был «Аршин мал алан». В 2012 году он внезапно скончался. Театр был под угрозой исчезновения. Но оказалось, что Семён Борисович сумел создать сильный творческий коллектив, который смог повторить спектакль «Аршин мал алан», а затем подготовить новый спектакль «Моше Калонтар» по одноимённой пьесе ныне здравствующего драматурга Нисона Софиева, прошедшего в 2014 г. с большим успехом.
Театр возглавил талантливый ученик С.Аулова актёр Лазарь Исхакбаев, за спиной которого работа со многими известными режиссёрами Ташкента. С ним рядом профессиональный композитор, актёр, сценарист Эфраим Гавриэлов. В настоящее время театр подготовил и поставил спектакль «Шолом, Маруся» по пьесе Гавриэлова. Почти параллельно с «Возрождением» был создан комедийный театр «Бухара на Гудзоне», возглавляемый драматургом, актрисой Любовью Пилосовой. Этот театр зачастую называют театром одного актёра. Она выступает с юморесками, автором которых является сама. Режиссёром театра является народный артист Туркмении, композитор Бен Исаков. На подмостках театра прошли с успехом спектакли «Хостгори», «Однобедрумная квартира», «Хочу замуж», «Хоуматтендент», а также «25 лет творчества»…
Талант этих двух творческих личностей неиссякаем. Жаль, что театр для них лишь профессиональное хобби по понятным причинам – он не обеспечивает средствами для жизни. Как известно, в 90-е годы был сформирован ещё один театр, его художественным руководителем был Ильяс Маллаев, поэт, драматург, музыкант. Режиссёр-постановщик – Борис Катаев. Театр прославился спектаклем «Певец Его превосходительства» по пьесе Ильяса Маллаева, посвящённой драматической судьбе придворного певца Левичи Бабаханова. Режиссёр Борис Катаев вместе с автором пьесы совершили величайший творческий подвиг, обессмертив имя великого певца, а также всех исполнителей.
«Певец Его превосходительства» ставился трижды за один 1999 год. Все они прошли с аншлагом. Секрет успеха – в его высоком профессионализме, начиная от самой фактуры пьесы, мастерства исполнения ролей, музыки, костюмов и включая также места проведения. Он состоялся в настоящем американском театре «Queens Theater of the Park». Театр Ильяса Маллаева вошёл в историю бухарско-еврейской культуры как театр одного спектакля. Такое, хотя и редко, но случается (вспомним Грибоедова, оставшимся автором одного романа «Горе от ума»). И вместе с тем, спектакль продемонстрировал творческий потенциал его создателей, поднявших планку требований к театральному искусству: театр – не только зрелище, но и место, куда мы приходим духовно обогатиться.
Два человека – Ильяс Маллаев и Борис Катаев потрясли мир бухарских евреев: один создал великолепный текст, большая часть которого состояла из поэтических строк, пьеса, которая по сей день никем не превзойдена, второй сумел проникнуть в тайны замысла автора и воплотить его на сцене, вдохнув в каждого актёра своё замечательное мастерство.
Интерес к спектаклю был настолько велик, что его повторили в театре Бориса Наматиева (Израиль). В чём необычность спектакля? В первую очередь в тематике – судьба певца в условиях жесточайшего режима Эмира Бухарского. Надо быть гением, чтобы так сбалансированно раскрыть образ эмира, его жестокость, самодурство и в то же время показать, что где-то в уголке его сердца теплилась любовь к народной песне шашмакома, лучшими исполнителями которых были бухарско-еврейские певцы.
Спектакль потрясает ещё одним своим качеством: глубочайшим лиризмом, которым он пронизан. Это, вне сомнения, связано с тем, что автором этой пьесы был поэт Ильяс Маллаев. Жаль только, что его жизнь оборвалась на взлёте: подари ему Б-г больше лет, он бы создал множество подобных шедевров. В 1997 году был создано ещё одно театральное объединение – «Театр-студия» профессионального режиссёра Миерхая Мошеева, за плечами которого учёба в Ташкентском театральном институте, чуть позже – Театральном училище им. Щукина в Москве. Им поставлен ряд спектаклей, среди которых «Сварливая Сивьё» драматурга Давида Ниязова, «Зимри» по рассказу А.Шаломаева в обработке Леви Якубова и М.Мошеева, «Парвона», «Сердечные тайны» и «Коварство и любовь» по пьесе Нисона Софиева. Каждый из них занял своё место в истории нашего этноса.
Вместе с тем личность Мошеева интересна ещё и тем, что он является автором четырёх театроведческих трудов: «В поисках истины» (1990), «Жизнь моя – театр» (2001), «С театром по жизни», «Моя мечта» (2010) и «Моя жизнь в иммиграции» (2015). Вот они то представляют, на мой взгляд, ценность. Собранные воедино, они могли бы стать учебным пособием для молодых актёров. Автор использует свой богатейший опыт режиссёра-постановщика для раскрытия тех или иных проблем, связанных с театральным искусством.
Миерхаю Мошееву уже 88 лет. Он не потерял свои творческие возможности, продолжает писать очерки, воспоминания. В 2004 году дебютировал новый театр, который возглавил профессиональный режиссёр Борис Катаев. Он поставил спектакль «Пятая заповедь» по пьесе американского писателя Вина Дельмара «А дальше тишина». Он прошёл с огромным успехом и явился свидетельством таланта и режиссёрского мастерства Бориса Катаева, сумевшего так мастерски раскрыть идею пьесы, создав высокохудожественное сценическое воплощение пятой заповеди Торы – «Чти отца и мать». 20 любителей театра благодаря режиссёру превратились в профессиональных актёров. Зрители аплодировали каждой сцене, настолько был велик накал страстей в человеческих отношениях, отображённый в судьбах героев. К сожалению, театр пока не функционирует. Но есть надежда, что в ближайшем будущем режиссёр, встретившись с актёрами, вновь порадует своим великолепным мастерством общину, призвав её к высоким идеалам.
Ещё два театра достойны упоминания. Их возглавили несомненно творческие личности – писатель, драматург Илья Маниевич Якубов и поэт Альберт Арони. К сожалению, эти два театра поставили по одному спектаклю на тему иммиграции бухарских евреев, и на этом остановились. И всё же нам есть чем гордиться. За 25-30 лет нашей иммиграции были созданы 5 театров с разными сроками жизни. Самые старейшие «Возрождение» и «Бухара на Гудзоне» функционируют более 25 лет. Это серьёзный срок и серьёзная заявка на будущее.
Но вместе с тем есть ряд обстоятельств, которые могут со временем препятствовать дальнейшему их функционированию, если уже сегодня, сейчас не бить тревогу. Первое и очень важное: оказавшись в капиталистическом мире (хотя он с «человеческим» лицом), театры лишены материальной поддержки со стороны государственных органов. Они брошены на произвол судьбы. Это т.н. нонпрофит организации. Вся надежда на спонсоров. А это чреватый путь, который зачастую приводит к закрытию театра. Так случилось с театром Александра Журбина, являющимся композитором и режиссёром. Он поставил несколько спектаклей в театре «Миллениум» (ныне «Мастер-театр»), а затем в 1998 году, не имея денежных средств, серьёзных спонсоров, вынужден был вернуться в Москву.
В интервью автору этих строк он восторгался нашей общиной, которая поддерживает все начинания Семёна Аулова как режиссёра театра. Он откровенно признался в разочаровании своей общиной. Да, действительно, такое имело место. Но с годами всё тяжелее найти спонсоров, а значит, невозможно снять место для спектакля – требуется предоплата, кроме того, нужны средства для костюмов, получения страховки и т.д. Нужно ли говорить о грантах, для получения которых надо пройти круги ада: заполнить десятки бумаг с последующим отчётом, да и гранты – мизерные. Следующий момент – текучесть актёрских кадров, связанная с отсутствием у них материальной заинтересованности. Игра актёров держится только на энтузиазме и весьма символической оплате их труда. Но энтузиазм, не подкреплённый материально, когда-то иссякает. Утешает только одно, что на смену ушедшим приходят другие, такие же энтузиасты-бессребреники, которые счастливы порадовать зрителей своим талантом.
Есть ещё одно немаловажное обстоятельство: репертуар. Пьес много, но они малоинтересны, не актуальны. Хорошая пьеса – это находка для театра. Так было с пьесой Ильяса Маллаева «Певец Его превосходительства» или «Пятая заповедь», поставленные Борисом Катаевым. Достойны похвалы многие пьесы, поставленные в театре «Возрождение»: «Бунт невесток» Саида Ахмада, «Ханума», «Ариджон, натарс!», «Аршин мал алан» и т.д. Иногда на поиски сценического материала уходят месяцы и годы. Настолько это важный вопрос.
И наконец, зритель. Он, как известно, безнадёжно стареет. Самому младшему где-то под пятьдесят. Молодёжь предпочитает посещать концерты с участием известных американских певцов и музыкантов. Чтобы как-то привлечь их, зачастую спектакли идут на русском языке, бухарским молодые девушки и ребята не владеют. Итак, что мы имеем сегодня? Два действующих из пяти театра: «Возрождение» и «Бухара на Гудзоне». Они наиболее устойчивые и выживаемые. Что касается театра Бориса Катаева, то всё зависит от него. Члены коллектива терпеливо ждут его приглашения. Театры, возглавляемые Миерхаем Мошеевым, Ильёй Якубовым (их, к сожалению, нет в живых) и Арони, прекратили своё существование.
В этом перечне нет бухарско-еврейских театров Израиля. Светлая память народному артисту Борису Наматиеву, режиссёру, актёру, певцу. Его театр был блистательным, он поставил спектакли «Иосиф-А-садык», «Жертвоприношение Ицхака», «Аршин мал алан», «Пятирублёвая невеста» и т.д. Второй театр – Сосона Беньяминова, о нём мало что известно; третий – комедийный – «Ханда, ханда» братьев Давыдовых, который, несмотря на пандемию, процветает.
Согласитесь, что все эти успехи театрального искусства отмечены за последние 25 лет, когда состоялась иммиграция и репатриация бухарских евреев. За все годы нашей жизни в Союзе, а это 70 лет, был создан в 20-е годы «Музыкально-драматический театр», уничтоженный в годы репрессий, и второй – «Неккадам» в 80-е годы. Все наши таланты – драматурги, актёры, режиссёры – развивали культуру тех народов, среди которых они жили. Им даже в голову не приходило попытаться создать свой этнический театр. Боялись обвинения в сионизме.
Встаёт вопрос: можем ли мы сохранить то, что имеем? Что нужно, чтобы театральное искусство в любом его языковом выражении выжило? Чтобы понять, насколько ситуация в данном вопросе тревожна, надо исходить из того, что театр – это символ состоятельности национальной культуры. Необходимо создать Фонд по развитию театрального искусства. Разговор об этом идёт давно, а воз поныне там. За 20 лет он не был создан. Необходимо и Всемирному конгрессу бухарских евреев, и Конгрессу бухарских евреев США и Канады изыскать материальные средства в помощь театрам. Нужно поднять на должный уровень и спонсорскую поддержку. Привлечь также известных режиссёров для организации школы актёрского мастерства и проведения в ней уроков на волонтёрских началах.
Забота о национальной культуре настолько важна, что ею должна заниматься вся община. Придёт время, и мы глубоко пожалеем, что не сумели сохранить наше национальное театральное искусство. Пора сегодня, сейчас нашим лидерам сделать всё возможное, чтобы продлить на ближайшее десятилетие жизнь самого действенного вида искусства – театр. Сегодня нам есть что показать американцам, не говоря о том, что и народ у нас стал другим: за последние четверть века выросла наша новая интеллигенция на американской земле: у нас свои врачи, адвокаты, программисты, служащие больших компаний, менеджеры, преподаватели школ и вузов, учёные. Проф. Датхаев, выступая на первом съезде Конгресса бухарских евреев в 1999 г., выразил свою мечту о поколении образованных юношей и девушек. Мы живём в 2021 году.
Мечта профессора Юно Датхаева осуществилась. Бухарские евреи завоёвывают Америку, не забывая при этом о том, кто они и откуда родом.
Рена Елизарова, собкор «Меноры» в США