Ребе в гостях у “Лавана”

Лаван – наряду с Ишмаэлем, Эйсавом и Амалеком – является символом одного из наших исторических оппонентов, которые “преследуют” наш народ в течение всей его истории. Конкретно Лаван олицетворяет собой гойский мир с его материальными ценностями, который при этом вовсе не стремится уничтожить еврейский народ, но, напротив, его ассимилировать, чтобы использовать его огромный потенциал для своих нужд. Лаван, родной дядя, а с некоторых пор и тесть Яакова, хотел приобщить наивного племянника к рациональному и деловому взгляду на жизнь.

Воплощением идеологии Лавана в наше время стали Соединенные Штаты, которые дали приют многим евреям, бежавшим из Европы в ХІХ и ХХ веках. Не стал исключением и предыдущий Ребе – Ребе Раяц. В марте 1940 года (8 адар-бейт 5700 года), буквально чудом вырвавшись из оккупированной немцами Варшавы, Ребе Раяц сумел в конце концов добраться до берегов Америки (его зять и преемник, Седьмой Любавичский Ребе, присоединился к нему через год).

Однако для большинства европейских евреев Соединенные Штаты – эта “золотая страна” (а голденэ мединэ) с ее “равными возможностями” на поверку обернулась стремительной ассимиляцией и полным отказом от своих национальных корней, религиозных ценностей и традиционного образа жизни. Этот современный “Лаван” так же, как и его далекий предшественник, вовсе не хотел причинить зла “Яакову” – еврейскому народу. Напротив, он хотел ему добра – только в его собственном, меркантильном понимании. Неслучайно Ребе назвал Америку, этот “дом Лавана”, “царством демократии”. Такой же остается и сегодняшняя политика США в отношении Израиля. Видимость защиты и покровительства оборачивается категорическим требованием вести “мирные переговоры” с арабами, идти на постоянные уступки вплоть до создания “палестинского” государства (не дай Б-г!) и вернуться к границам 1967 года (что было бы для Израиля самоубийственным шагом) и многое другое.

Израиль имеет все основания, подобно Яакову, воскликнуть, обращаясь к “Лавану” из Белого дома (слово лаван означает на иврите “белый”): “Не будь за меня Б-г отца моего, Б-г Авраама и Страх Ицхака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бедствие мое и труд рук моих увидел Б-г и рассудил вчера” (Брейшит, 31:42).

Мы пойдем другим путем

Много поучительного можно найти в истории пребывания Ребе на американском континенте. Ребе Раяц выбрал в качестве своего местопребывания именно Соединенные Штаты не просто из соображений безопасности и благополучия. Как и Яаков, он стремился использовать возможности этого “Лавана”, чтобы извлечь “святые искры”, видя в Америке и американском еврействе необходимые инструменты для служения Творцу и распространения Торы и еврейской традиции во всем мире и, в том числе, в России. И подобно Яакову, ему удалось с ним “договориться” полюбовно. Его преемник, последний Любавичский Ребе, особо подчеркивает эпизод, когда в Конгрессе США был принят специальный закон только для того, чтобы Ребе Раяц мог принять гражданство, не выходя из своего дома. “Когда глава поколения испытывает нужду в чем-то, – замечает Ребе, – ради этого могут даже издать отдельный закон”. Совсем как символический “холм свидетельства”, т. е. фактически пограничный столб, который поставили Яаков и Лаван, чтобы разграничить свои территории.

Характер гордого и самодовольного Лавана, уверенного в себе и в своей правоте, проявился в американском обществе и в политической элите в полной мере. В те годы (впрочем, как и сейчас) Америка ощущала себя главной державой мира. Американские евреи разделяли это заблуждение, считая, что их страна (а значит, и еврейская община) имеет особые преимущества перед другими странами диаспоры. Ребе Раяц развеял это заблуждение, сказав после приезда в США: “Америка ничем не отличается от других стран”. Хотя в первую очередь эти слова относились к американскому еврейству. Дальнейший ход событий только подтвердил правоту Яакова: постепенно, в результате напряженной работы стада американских евреев перешли к нему – стали приобщаться к религиозному и традиционному образу жизни.

И поэтому знаменитые слова “И Яаков пошел своим путем” (Брейшит, 32:2) упоминаются в тексте Торы уже после знаковой встречи с Лаваном, когда Яаков получил от него необходимые дополнительные силы, а с ними и уверенность в успехе. Только после этого Яаков встречается с другим, еще более опасным оппонентом – с родным братом Эйсавом, но благодаря всему тому, что он почерпнул у Лавана, ему удается благополучно выйти также из этой ситуации. Недаром при их встрече он заявил: “У Лавана я жил и задержался доныне” (Брейшит, 32:5), намекая на то, что, несмотря на это, остался религиозным евреем, соблюдающим все 613 заповедей Торы.

Так же, как после праздничного месяца тишрей мы вынуждены окунуться с головой в будничную атмосферу, но при этом продолжаем “свой путь” – путь служения и исправления. Так и Яаков смело “пошел своим путем”: навстречу Эйсаву, чтобы изменить его характер, исправить и в конечном итоге сделать его помощником в своей исторической миссии. Пока не осуществится предначертанное, как сказано: “И взойдут спасители на гору Цион, чтобы судить гору Эйсава; и будет Г-споду царство” (Овадья, 1:21). С приходом нашего праведного Избавителя, Царя-помазанника уже в эти дни!