Когда Всевышний давал Аврааму указание о жертвоприношении Ицхака, то Он сказал: «Возьми, пожалуйста, своего сына». Это было десятое испытание из тех, что Всевышний испытал Авраама, как сказано в Талмуде: «Испытал Я тебя различными испытаниями и ты выстоял во всех. А сейчас выстой и в этом испытании, чтобы никто не мог сказать, что праотцы ничего из себя не представляют».
Это высказывание (Всевышнего) вызывает недоумение: Авраам выдержал девять испытаний. Как можно про него после всего этого сказать, что он ничего не стоит? Взять хотя бы то, что произошло в Ур-Касдим, когда Авраам прыгнул в огонь. Это ведь даже выше, чем жертвоприношение Ицхака, потому что Авраам совершил это по своей воле, без того, чтобы Всевышний просил его об этом. А в случае с Ицхаком было уже указание от Всевышнего. Здесь раскрывается нам особенность испытания жертвоприношением Ицхака. Про это испытание говорится, что это «весь свет народа Израиля и их праведность перед Небесным Отцом».
Евреи постоянно жертвовали собой за веру и многие из них шли на самопожертвование за эту веру и после Авраама. И шли даже на бóльшие жертвы, чем он. Но всё равно жертвоприношение Ицхака является особым испытанием. Настоящее самопожертвование это когда человек полностью отказывается от своего «Я», от своей индивидуальности и передаёт всего себя Всевышнему. Не всегда, когда человек принимает решение умереть (за веру), это является самопожертвованием. Как например, человек, совершающий самоубийство лишь для того, чтобы о нём узнали и заговорили. Такой человек как бы совершает «обмен»: для него то, что о нём узнают и заговорят, важнее, чем жизнь. Естественно, что никакого самопожертвования здесь нет, а речь идёт лишь о выборе человека одного элемента действия из многих других.
Таким образом, возможно, что даже человек, который выбирает смерть во имя самых что ни на есть наивысших целей, делает это с мыслью о какой-то выгоде. Может быть для него предпочтительна жизнь в раю, чем жизнь в материальном мире? Может быть, если его заставляют отречься от своей веры, то он решает что лучше умереть чем так жить? Таким образом, человек, который всю жизнь исповедовал какую-либо веру, возможно, предпочтёт умереть, чем отречься от неё, так как вера, которую он взрастил в себе, является всей его сутью. В таком случае нет здесь никакого акта самопожертвования (во имя Всевышнего), а предпочтение чего-то, что имеет в глазах этого человека бóльшее, чему-то, что имеет в его глазах меньшее значение.
Испытание Авраама в Ур-Касдим можно рассматривать таким же образом. Авраам взрастил и распространял в мире веру во Всевышнего. Он был известен во всём мире, как большой борец с идолопоклонством и как несущий знамя веры в Единого Б-га. Для Авраама отказ от этой веры, был хуже смерти. И по этому он предпочёл прыгнуть в огонь, чем поклониться идолу. И можно было бы в этом случае сказать, что это не совсем самопожертвование (если основываться на примере, приведенном выше).
В отличие от всего этого, испытание жертвоприношением Ицхака в самой своей сути отличается от всех остальных испытаний. В Ур-Касдим Авраам своим поступком освятил Имя Всевышнего на глазах множества людей. Жертвоприношение Ицхака проходило в полностью безлюдном месте, значит никакого освящения Имени быть не могло. Более того: Ицхак являлся единственным возможным наследником Авраама и единственным продолжателем его пути. Если бы он действительно был бы принесён в жертву, на этом бы закончилось продолжение пути Авраама и распространение в мире его веры в Единого Б-га. То есть, если рассуждать логически, то этот поступок Авраама был лишён всякого логического и здравого смысла и не имел под собой никакой выгоды (для Авраама)!
В своём согласии принести в жертву своего сына Ицхака, Авраам шёл не только вразрез со своими отцовскими чувствами, а и вразрез всякого здравого смысла и даже вразрез своему стремлению распространять в мире открытую им веру в Единого Б-га! Здесь выявляется истинное самопожертвование Авраама: без всяких условий, выше любой логики и здравого смысла. Здесь в полной мере выражена его вера и преданность Всевышнему. Во имя этой веры он готов пожертвовать всем своим существованием, всей своей сущностью, как материальной, так и духовной.
Это своё настоящее самопожертвование Авраам передал в наследство всем нам. Полная самоотдача во Имя Всевышнего, без всяких там рассуждений и размышлений о логике и здравом смысле! По этому, как уже говорилось выше, это испытание Авраама является «лучом света всего народа Израиля и их заслугой перед Небесным Отцом». И эта заслуга на все поколения навеки!