Евреи Средней Азии: эпизоды древней истории

       Средняя Азия – это обширный регион, относящийся к Евроазиатскому континенту. Границы Средней Азии определены: горами Копетдаг и Гиндукуш – на юге,  Каспийским морем – на западе, низовьями рек Амударья и Сырдарья – на севере, горами Памир – на востоке. По мнению Британники – англоязычной универсальной энциклопедии, нет различия в понятиях «Средняя Азия» и «Центральная Азия» – оба трактуются как «Central Asia». В настоящее время регион включает в себя пять независимых республик: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Эти республики были образованы Советской властью и до 1991 года входили в состав СССР.

       Евреи жили в Средней Азии с давних времен, однако конкретная дата их появления на этих землях неизвестна. 2600 лет тому назад царь Вавилона Навуходоносор разрушил Иерусалимский храм и изгнал евреев из Иудеи. Через 50 лет, в результате завоеваний царя Кира II, Вавилон и Мидия оказались в огромной Персидской империи. По мнению ученых, Средняя Азия уже тогда являлась «окраиной империи». В тот период на этих землях существовали различные государственные образования: Хорезм, Бактрия, Парфия, Согда, Маргиана. «Книга Эстер» подтверждает наличие еврейских общин в Персидской империи при царе Ахашвероше (Артаксекс) 2450 лет тому назад. В книге указано, что Персия объединила 127 областей и государств – от Эфиопии до Индии. Столицей империи был город Шушан (Сузы). Столицей же Мидии был город Экбатана, позже это г. Хамадан, где находятся могилы еврейских героев – Эстер и Мордехая.

       Начиная с 330 года до н.л. (новое летоисчисление), Персия относится к империи Александра Македонского и его приемников. После распада Македонской империи Средней Азией правила персидская империя Селевкидов, а затем династия Аршакидов. Согласно археологическим находкам и письменным источникам, первые еврейские поселения в Средней Азии появились более двух тысяч лет тому назад в Мерве, Самарканде, позже в Хорезме, Бухаре, Балхе и других городах. Начиная с 3-го – до середины 7-го вв. территория Средней Азии входит в состав государства Сасанидов (вторая Персидская империя), в которой господствовала религия зороастризма. Упоминание о евреях Мерва встречается в Талмуде: в 4 веке раввин Шмуэль бар Бисна из Вавилонской академии в Пумпедите посещает Маргиану (Мерв) по торговым делам и останавливается в еврейской семье.       

       Великий шелковый путь сыграл важную роль в судьбах разных народов, в том числе и евреев. Начинаясь от Китая, этот путь проходил также через города Средней Азии: Восточный Туркестан (Синьцзян – город в Китае), Бактрию (Балх – город в Афганистане), Давань (Ферганская долина в Узбекистане), Чач (Ташкент – город в Узбекистане), Афросиаб (древняя часть Самарканда), Бухару, Маргиану (Мерв – город в Туркменистане), Кёнеургенч (город в Туркменистане), Ош (город в Кыргыстане), Туркестан (город в Казахстане), Кят (бывшая столица Хорезма, ныне – город Кят-Кала в Узбекистане) и другие. Расселение евреев в городах Средней Азии было, прежде всего, результатом их участия в торговле вдоль Великого шелкового пути.       

       В середине 7-го века началось завоевание арабами Средней Азии, которое длилось около ста лет, до 740-х годов. Средняя Азия стала частью огромного арабского Халифата. Несмотря на падение империи Сасанидов, Иран в 8-9 веках сыграл большую роль в развитии мусульманской цивилизации. В 875 году Среднюю Азию завоевала иранская династия Саманидов, которая правила до 999 года. Глава династии Исмоил Самани объявил Бухару столицей государства. Саманидское государство включало в себя Мавераннахр и Хорасан. Мавераннахр (араб.) – это территории междуречья Сырдарьи и Амударьи, в литературе также именуется как Трансоксания (латин.) – по названию реки Окс (Амударья). Хорасан – это область Восточного Ирана, куда относились Мерв, Герат, Балх, Мешхед и др.        

       Правовое положение евреев в Персидской империи на протяжении длительной её истории было неоднозначным, оно зависело от конкретных правителей. Из-за дискриминации и погромов, разрушений в результате войн, эпидемий болезней и других факторов евреи меняли своё местожительство. Юридический статус евреев и христиан в мусульманском мире был сформулирован уже в 8-9 веках. В соответствии с законами Омара II, «народы книги», т.е. евреи и христиане, пользовались «покровительством» (зимми) правителей, но на практике «зимми» должны были платить подушный налог «джизья», носить специальные одежды, не ездить на лошади в черте города, а также соблюдать другие ограничения, унижающие их достоинство.

       Вместе с тем евреям предоставлялась свобода вероисповедания, право на собственность. Духовная жизнь персидских евреев активно развивалась не только в рамках религиозных вавилонских академий в Пумпедите, Суре и Нахардее. Примером свободомыслия являются трактаты еврейского философа Хиви а-Балхи (Шохиди Яхудонак, 879-937), подвергшего критике библейское учение и позже вызвавшего полемику в трудах религиозных авторитетов Саадия Гаона (10в.) и Авраама ибн Эзры (12в.). Надо отметить, что именно в тот период произошел синтез арабской и персидской культур. Результатом этого синтеза стало возникновение новоперсидского языка – фарси, который стал не только государственным языком, но и литературным. На этом языке оставили свои произведения еврейские поэты Персии: Шохин Шерози (14 в.), Ёсеф Имрони (15в.), Яхиё бен Довид – Яхудо Лори (16в.), Менаше Хироти (17в.), Симантов Меламед Машхади (18в.), Менаше Огоджон – Хамхуно (19в.) и многие другие.

       После падения государства Саманидов в Средней Азии правили тюркские династии – сначала государство Караханидов со столицей в г. Баласагун (на территории нынешнего Кыргызстана), затем с 1097 года – государство Хорезмшахов. Одновременно в 10-12 вв. на юге Средней Азии процветало государство Газневидов со столицей в г. Газни (современный Афганистан), которое включало часть Индии, Ирана и другие области. История сохранила нам имена еврейских ученых и общественных деятелей региона, живших в средние века. Так, в 1170 году путешественник Вениамин из Туделы (Испания) упоминает о большой еврейской общине в Самарканде во главе с раввином Овадией.

       В 1220 году монгольская армия Чингизхана захватила Бухару, Самарканд, позже – столицу Хорезма Гургандж (Ургенч) и другие страны. Чингизхан разделил завоеванные территории на улусы. Мавераннахр относился к Чагатайскому улусу. К тому периоду относится одно из ранних письменных упоминаний о евреях Бухары: в 1240 году арабский историк Ибн ал-Фути пишет о мусульманском фанатике, угрожавшем истребить евреев и христиан Бухары. Ещё одно упоминание о евреях относится к началу 14 века: в 1339 году Шломо бен Шмуэль из Гурганджа составил словарь библейского иврита.

       В 1370 году к власти в Мавераннахре пришел Тамерлан (Амир Темур родился в городе Кеш, переименованный в Шахрисабз). Он создал большую империю со столицей в Самарканде. Династия Темуридов правила до конца 15 века (1499г.). Правление Шахруха (сын Темура) и Улугбека (внук Темура) было последним в междоусобной борьбе за власть. К сожалению, сведения о евреях в ту эпоху очень скудны, хотя с именем великого Тамерлана в памяти евреев сохранилось немало легенд и преданий.

       В начале 16 века территория Средней Азии была захвачена узбекскими ханами из династии Шейбанитов. В 1500 году сформировалось Бухарское ханство, а в 1512 году – Хивинское ханство. В 1533 году столица Бухарского ханства перешла из Самарканда в Бухару. Значительно позже образовалось Кокандское ханство (1709). Бухара оказалась во враждебных отношениях с Ираном. Иранские правители не раз пытались завоевать Среднюю Азию: известны войны с Бухарой в 1598 году при шахе Ирана Аббасе I и в 1740 году – при Надиршахе. Начиная с 17 века до первой половины 18 века, Бухарой правит династия Аштарханидов, а со второй половины 18 века до 1920 года – династия Мангытов.

       Сохранились имена знаменитых еврейских купцов, лидеров общины и писателей, живших в Бухарском ханстве. В 16-19 вв. известными еврейскими поэтами Бухары и Самарканда были: Ходжа Бухори (16в., настоящее имя неизвестно), Фаттох Джухуд (17в.), Элиша бен Шмуэль – Рогиб (17в.), Ёсеф бен Исхак Яхуди (1688-1755), Ибрахим ибн Абулхайр (18в.), Шимон Хахам (1843-1910), Шломо бен Пинхос Бободжон (1843-1928), Ёсеф бен Исхак Кори (1843-1939), Элиша бен Якуб Балхи (1845-1933), Авраам Аминов Талмуди (1857-1939) и другие.   

       В 18 веке от Ирана отделяются афганские княжества. В тот период постепенно формируются самостоятельные еврейские группы – иранские, афганские и бухарские евреи. В 18-19 вв. еврейские общины Бухары, Самарканда, Худжанда и некоторых других городов значительно увеличились за счет приезда соплеменников из Мешхеда (Иран), Багдада (Ирак), Халеба (Сирия), Измира (Турция), Адена (Йемен), Кабула (Афганистан), Тетуана (Марокко), Цфата (Израиль; в тот период – г. Сафед в Османской империи). Они успешно интегрировались в новых условиях, поскольку оказались в общей культурной и языковой среде. Одновременно евреи Бухары переезжали в города Средней Азии: Кармина, Каттакурган, Хатырчи, Пайшанбе, Самарканд, Душанбе, Худжанд, Шахрисабз, Карши, Китаб, Гисар, Термез, Коканд, Маргелан, Наманган, Андижан, Фергану, Ош, Чарджоу, Мерв, Чимкент, Туркестан, Казалинск, Перовск, Ташкент и другие.

                                                                                                                                            (продолжение следует)

Маркиэл  Фазылов