Евреи Средней Азии: эпизоды истории

                                                                     

Ко второй половине 19 века царская Россия захватила значительную часть Средней Азии и включила в состав своей империи. В 1867 году образовалось Туркестанское генерал-губернаторство, позже – Туркестанский край. В 1876 году Россия ликвидировала Кокандское ханство, а Бухарский эмират и Хивинское ханство (точнее то, что осталось от них) стали протекторатом России и фактически подчинялись российским властям. Евреи Средней Азии разделились территориально на две категории: «бухарские евреи» – это евреи Бухарского эмирата и «туземные евреи» – это евреи Туркестанского края, подданные (граждане) России.

Евреи Бухары и его окрестностей стали массово переезжать в города Туркестанского края: Самарканд, Коканд, Ташкент и другие, поскольку жизнь при русских властях была лучше, к тому же на захваченных территориях Россия отменила унизительные по отношению к евреям ограничения, существующие в Бухарском ханстве на протяжении многих веков. В конце 19 – начале 20 веков примерно 1500 евреев Средней Азии переехали в Иерусалим, где основали свой квартал «Шхунат Реховот».

20-й век принёс огромное бедствие человечеству, в том числе и евреям Средней Азии. На долю наших дедушек выпала 1-я мировая война (1914-1918). В 1916 году евреи Туркестанского края в числе  других народов были призваны на тыловые работы в Россию. После октябрьской революции (1917) в Российской империи началась гражданская война (1918-1922). В городах Средней Азии велась борьба с басмачеством. В противостоянии между мусульманскими формированиями и новой русской властью евреи стали невольной жертвой: в Коканде, Кармина и некоторых других городах было убито несколько десятков евреев.

  В первой половине 20 века за евреями Средней Азии закрепилось название «бухарские евреи». Под таким названием эта община ассоциировалась для внешнего мира, поскольку именно в Бухарском ханстве на протяжении 300 лет она обрела целостность в историческом и культурном плане.

В 1922 году образовался Союз советских социалистических республик (СССР). В 1924 году были созданы республики Туркменистан и Узбекистан, куда вошли части территорий Туркестанского края, Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Позже в Средней Азии образовались ещё три республики: Таджикистан (1929), Киргизия (1936) и Казахстан (1936). Советская власть пыталась навязать новую пролетарскую культуру, она вела жестокую борьбу с религией, отняла имущество богатых людей, создала еврейские колхозы. Многие богатые евреи и раввины бежали за границу, некоторых посадили в тюрьму, а затем расстреляли. Практически все синагоги закрылись, а еврейские колхозы продержались недолго, они прекратили своё существование в 1950-х годах.

На долю наших отцов выпала 2-я мировая война (1939-1945) – погибло несколько тысяч бухарских евреев, многие вернулись инвалидами. После окончания войны еврейских активистов обвиняли в религиозной и сионистской деятельности, в измене родине. Лишь после смерти И.Сталина (1953) наступила оттепель и реабилитация жертв политических репрессий. Бухарские евреи, как и другие народы, стали жить лучше. Однако относительная стабильная экономическая ситуация, продолжавшаяся в течение 1960-1980-х годов, сопровождалась значительными ограничениями в религиозной и культурной жизни. Кроме того, существовал негласный запрет на определенные должности и ограничения для поступления евреев в некоторые институты.

В 1972 году в политике СССР произошло послабление по отношению к евреям. Под давлением США и забастовок еврейских активистов Москвы, Ленинграда и Тбилиси железный занавес несколько приоткрылся, но уже к 1980 году выезд евреев из СССР был приостановлен. В тот небольшой период из республик Средней Азии выехало примерно 12 тыс. бухарских евреев. Евреи выезжали, несмотря на войны, которые вел Израиль с арабскими странами. В 1967 году была «Шестидневная война», в результате которой Израиль отвоевал у Иордании еврейскую Святыню – Стену Плача в Иерусалиме, а в 1973 году – «Война Судного дня», завершившаяся поражением Египта и его союзников.

       После «перестройки и гласности», объявленной М. Горбачевым (1986), в СССР началось возрождение еврейской культурной и религиозной жизни. Однако большинство евреев не верили в восстановление полноценной еврейской жизни и, надо признать, в своих пессимистических настроениях не ошиблись. Экономическое положение СССР стало ухудшаться, а уровень жизни народа резко упал. В Узбекистане и Таджикистане также было тревожно. В 1990 году в Андижане имели место межнациональные конфликты, несколько еврейских домов были сожжены. В 1991 году в Душанбе началась гражданская война.

«Горбачевская перестройка» не принесла ожидаемых результатов. Наоборот, в стране царила анархия и узаконенный властями грабеж государственного имущества. В декабре 1991 года произошло событие, которое определило судьбу многих народов, входящих в состав Советской империи: в результате Беловежских соглашений, подписанных между руководителями России, Украины и Белоруссии, СССР распался на 15 суверенных республик. После распада СССР в независимых республиках имеют место территориальные разногласия и межнациональные конфликты.

Евреи массово стали покидать обжитые места. Страх и неопределённость, стремление к свободе являлись главной мотивацией отъезда. В тот момент еще действовали суровые законы, запрещающие гражданам иметь американскую валюту (доллары), и поэтому практически все евреи выехали за границу без денег. На их долю выпало очередное испытание: адаптация к жизни в условиях эмиграции. Уезжали не только евреи, но и другие национальные меньшинства: крымские и казанские татары, немцы, греки, армяне, корейцы… Большинство русского населения Средней Азии переехало в Россию. Только в 1995 году из Казахстана в Россию переехало около 500 тысяч русских. Узбеки и таджики в поисках заработков выезжали в США, Израиль, Корею, Россию, Казахстан и другие страны.

Вместе с тем при поддержке зарубежных еврейских организаций на постсоветском пространстве оживилась деятельность синагог и культурных центров. В Узбекистане активно функционировали: американский распределительный комитет «Джойнт», еврейское агентство для Израиля «Сохнут», международный религиозный фонд «Хабад». В Самарканде издавалась газета «Шофар» (1992-2009, редактор М. Фазылов). В Ташкенте драматург М. Фатахов создал театральную студию «Неккадам», которая осуществила постановку спектакля по пьесе Д. Ниязова «Сивьёи чорлава» («Сварливая свекровь», 1989). В 1992 году в Узбекистан приехала делегация ученых Еврейского университета Иерусалима и Еврейского университета Санкт-Петербурга (И. Дворкин). Результатом той экспедиции стало издание книги «Евреи в Средней Азии: настоящее и прошлое» (1995).             

Замечательным событием культурной жизни бухарских евреев стало издание двух книг проф. М. Абрамова: «Бухарские евреи в Самарканде. 1843-1917» (1993) и «Антология литературы бухарских евреев. Конец 9 – начало 20 вв.» (1997). В 1998 году Р. Назарьян создал документальный фильм о еврейских купеческих домах, синагогах и кладбище в Самарканде. В 2008 году по инициативе М. Фазылова создан музей под названием «Евреи края в прошлом и настоящем». Музей построен на основе экспонатов, фотографий и архивов, собранных в 1922-1932 годы заведующим туземно-еврейского музея Исааком Лурье. Экспозиция музея заняла несколько комнат краеведческого музея Самарканда, расположенного в особняке купца Абрама Калонтарова.

Массовая репатриация 1990-х годов привела к исчезновению еврейских общин в Узбекистане и Таджикистане. В Самарканде, Ташкенте, Бухаре закрылись еврейские школы, йешивы, детские сады. В настоящее время в этих городах осталось всего по несколько семей. В Коканде, Самарканде и Бухаре сохранились еврейские дома и синагоги, представляющие архитектурную ценность. Забота о сохранении уникальных объектов материальной культуры бухарских евреев является важной задачей нашего поколения. Будущие поколения евреев должны иметь возможность соприкоснуться со своей историей. В этом плане созданные в Нью-Йорке благотворительные фонды осуществляют важную работу по благоустройству еврейских кладбищ. Именно кладбища еще долго будут напоминать об истории евреев в городах Средней Азии.

Важно отметить, что сразу после объявления своей независимости Узбекистан установил дипломатические отношения с Израилем. Президент Узбекистана Ислам Каримов посетил Израиль (1998) и США (2002), где, в частности, отметил роль бухарских евреев в экономике и культуре республики:

В конце 20 века сложилась новая демографическая картина расселения бухарских евреев в мире. В США, Канаде, Австрии и Германии образовались значительные общины. Самое большое количество бухарских евреев живёт в Израиле. К моменту создания государства в 1948 году в Израиле проживало более 6 тыс. бухарских евреев, что составляло около 1% от общего населения страны. Это были репатрианты первой алии (1880-1918) и второй нелегальной алии (1922-1939). Они жили в квартале «Шхунат Бухарим» в Иерусалиме, Петах-Тикве, Афуле и в южном районе Тель-Авива: шхунат Шапиро и Флорентин. В ходе войны за независимость квартал бухарских евреев в Иерусалиме пострадал от арабских соседей. После Шестидневной войны 1967 года многие бухарские евреи стали покидать свой квартал и поселяться в других городах.

       В 1940-х годах в Израиле стали появляться культурные центры бухарских евреев, а также отделения молодежной организации «Бней Акива». В 1947 году в Тель-Авиве  построено здание для бухарско-еврейской молодежи. В 1955 году в этом здании была организована йешива, в ней учился Ицхак Аминов – будущий секретарь объединения раввинов общины бухарских евреев Израиля. В 1960-х годах известная поэтесса Шуламит Тиллаева организовала фонд помощи студентам. С этой целью она привлекла богатые семьи Ильяу Исахарова и Рафаэля Потелахова, проживающих в Лондоне.

Активная деятельность в области образования бухарских евреев связана с новой волной репатриации (третья алия бухарских евреев) и созданием в 1972 году «Брит Йоцей Бухара» (Союз выходцев бухарских евреев). Важную роль в религиозном образовании сыграла организации «Шаарей Цион» и «Хазон Авнер». В то время на радио «Кол Исраэль» началось вещание на еврейско-таджикском языке, издавались журналы «Ха-тхия» (Новая жизнь), «Умед» (Надежда), «Ватани мо» (Наша родина), «Машъал» (Факел) и др.

       В период Большой алии 1990-х годов в Израиле появились различные творческие коллективы, театры, ансамбли, «Бухарская газета», журнал «Аланга» (Пламя). В 1998 году Арон Шаламаев и Хана Толмас издали замечательный двухтомник «Гулчине аз адабиёти яхудиёни бухори. 14-20 аср» (Страницы литературы бухарских евреев. 14-20 вв.). В 2000 году создан Всемирный конгресс бухарских евреев во главе с меценатом и филантропом Леви Леваевым, который своей масштабной деятельностью изменил отношение израильского обывателя к общине бухарских евреев. В том же году был создан Союз писателей бухарских евреев.      

В настоящее время в Израиле примерно 150 тысяч бухарских евреев. Наибольшая численность – в Тель-Авиве, Иерусалиме, Ор-Иегуде, Рамле, Петах-Тикве, Холоне. Бухарским евреям принадлежит 140 синагог. Издаются газеты и журналы: «Менора», «Бухарский вестник», «Согдиана», «Авука» и «АБА». В социальных сетях действует видеоканал «Азия-Исраэль», сайт «Симан шеата бухари» и др. Исследованием истории  бухарских евреев занимается институт «Яд Бен Цви» и Центр «АБА». Ассоциация творческой интеллигенции «Согдиана» издаёт книги по истории и культуре бухарских евреев.  

Самая многочисленная диаспора бухарских евреев сформировалась в США (50 тыс. чел.). В Нью-Йорке проживает 40 тысяч, в основном, в Квинсе и Бруклине. Культурной и религиозной деятельностью занимаются: Центр бухарских евреев, центр «Бейт Гавриэль», Конгресс бухарских евреев США и Канады, общественно-научный клуб «Рошнои» и другие. В США издается несколько газет и журналов: «Бухариан таймс», «Женский мир», «Дружба» и др. В Канаде около 200 семей бухарских евреев (в основном в Торонто).

       Третья по численности община бухарских евреев образовалась в Вене (около 3 тыс. чел.). Здесь имеется своя синагога, культурный центр, благотворительные и молодежные организации, издается журнал. Небольшие общины бухарских евреев сформировались в Германии – Ганновере и Дюссельдорфе. В Ганновере есть свой центр и синагога.

В России бухарские евреи живут с начала 20 века. Туда приезжали в основном купцы для коммерческой деятельности. В Советский период несколько семей бухарских евреев переехало в Москву. В настоящее время в Москве более 100 семей, по несколько семей есть в Санкт-Петербурге, Ульяновске и других городах. Бухарские евреи живут также в Мельбурне (Австралия), Буэнос-Айресе (Аргентина), Париже (Франция), Лондоне (Англия).

Маркиэл  Фазылов

На фото: Бухара. Синагога им. Иския а-Коэн (17 век)