Хватит любить себя

«Путь к успеху – это любовь к себе» – вот один из вдохновляющих лозунгов, которые в настоящее время украшают коридоры в школах Израиля. Незаметно они заменили девизы о хорошем поведении и ответственности, которые мы помним с детства. Новые лозунги уже оказали влияние на «снежинки». Когда ученикам задают вопросы на уроках по гражданству, Библии или литературе, они всерьез декламируют вслух такие «глубокие» ответы, как «нет зла без добра и добра без зла», «у каждого своя правда» и «решение находится в сердце», и уверены, что выразили сейчас нечто уникальное или оригинальное.

С каких пор откровенный китч псевдобуддизма стал новой этикой и анализом? Система образования убеждена: чтобы дети были счастливы, важно, чтобы они прилагали меньше усилий, поэтому готовятся планы отмены выпускных экзаменов по гуманитарным наукам. Но дети не виноваты. Это весь Израиль решил, наконец, принять себя. Не быть критичным к себе. Любить себя таким, какой он есть. Самое главное – здоровье, и пусть все будет хорошо.

Нафтали Беннет стремится нормализовать оккупацию («осколок в ягодице»), контроль над палестинцами («израильтянин не встает утром, думая о конфликте») и поселенческую политику. И не из-за правой идеологии, не дай бог, время идеологии уходит, – а ради правды и нашей идентичности: прекратить извиняться за то, что мы такие, какие есть. Хватит быть жестоким к себе! Все в порядке!

Биньямин Нетаниягу выставил своих критиков врагами народа именно по этой причине: критика раздражает. Это ограниченность, вмешательство в чужие дела и вообще зло. Есть только одна сакральная ценность: позволить человеку быть тем, кто он есть, и не вмешиваться в этот процесс. Мы все замечательные. С рождения. Единственная проблема в том, что мы недостаточно верим в себя.

Наиболее активные сегодня социальные и интеллектуальные движения продвигают теории примирения человека с собой, чтобы восстановить утраченную гармонию. Эти тенденции традиционалистов призывают к примирению с эпохой изгнания и устранению кризисов посредством принятия предыдущих поколений. Наше историческое наследие? Сплошной мед, конечно.

Политика идентичности предлагает всем воссоединиться со своими корнями – мизрахим, ашкеназим и русские вспомнят, кто они на самом деле. Восстановят удивительную ткань, которую разорвали другие – всегда другие! – и снова полюбят самих себя. Ведь все так волшебно! По сути, это определение нынешней политики: сделать так, чтобы всем было хорошо. Не решайте, не режьте, не делайте трудных выборов, не платите сложную цену ради лучшего будущего. Даже в «ХаАрец» почти запрещено говорить «алия», только «иммиграция», потому что слово «алия» подразумевает, что вы переехали в лучшее место, а это значит, что есть «лучшие» и «худшие» места. Именно такие консервативные взгляды сегодня считаются радикальными.

Все это противоречит точке зрения сионистского рабочего движения (которое, к сожалению, не всегда воплощало ее в жизни). Левый сионизм запечатлел на своем знамени самокритику, национальное и личностное совершенствование, достигаемое в постоянной борьбе, и свободный от сентиментальности взгляд на социально-экономические структуры, историю и идентичность. Давид Бен-Гурион не принимал еврейский народ. Он был в ярости и временами испытывал к нему отвращение и требовал, чтобы народ стал лучше. Для него это была любовь.

«Я не против корней. Но корни в основном предназначены для того, чтобы учиться на ошибках», – сказал А. Б. Йеошуа, великий израильский писатель. Аксиома заключается в том, что у нас нет причин для самодовольства. Надо быть реалистичными, признавать недостатки, не отчаиваться и стремиться стать лучше. Не надо «верить в себя», надо верить в нечто большее, чем ты сам, и стремиться к этому.

Мы приближаемся к ситуации, когда нашей единственной общей целью будет дать другим возможность делать то, что им хочется. Строить форпосты или целоваться с Махмудом Аббасом, петь псалмы или праздновать Хэллоуин.

Общественность будет спокойнее, это верно, нынешняя власть это уже доказывает. Однако подход нулевых требований и ожиданий неизбежно приведет к торжеству посредственности. Когда никто не думает об изменениях, а только ищет ответ внутри себя, делает только то, что знает, и то, что ему нравится, – мы все останемся такими, какие есть. И простите за скептицизм, но мы отнюдь не подарок.

Рами Ливни, Источник: «ХаАрец»,  Orbita.co.il

Фото: Рами Шлуш