И концерты, и музеи

Культурная жизнь, в венской общине бывает порой очень насыщенной! В ноябре мы были приглашены на серию замечательных концертов, организованных музыкальным центром «Адам», который успешно ведёт наша оперная певица Ася Давыдова.

Первый, завораживающий концерт четвертого ноября был посвящён песням народов мира, но не обошлось без знаменитых арий из опер, классических произведений и фрагментов из животрепещущих оперетт. Следующий музыкально-литературный вечер проходил 11 ноября в Первом районе Вены во дворце «Эшенбах», он был посвящён памяти великого Вольфганга Амадея Моцарта. Костюмы, блистательные исполнители и великолепное литературное сопровождение трогали самые сокровенные струны души. И завершающее театрализованное представление: «Mоцарт и Опера в 21 веке», прошло 17 ноября в знаменитом зале «Карла Борромеус» в Третьем районе города. Публика вновь прочувствовала великолепно, по-новому созданный тип необыкновенного спектакля, в котором мастерски происходит слияние выразительных средств музыкального, хореографического и драматического театра. В заключении концерта, зрители долго, стоя аплодировали артистам и организаторам этого незабываемого вечера.

Не менее привлекательным был поход в «Альбертину» с посещением выставочных залов модернизированного музея, который организовали 18 ноября совместно еврейский центр «Эзра» и клуб культуры «Кинор Давид» (Vbj).

Коротко о музее «Альбертина» 

«Альбертина» — знаменитый музей, расположенный во дворце эрцгерцога Альбрехта в удивительном историческом центре Вены. В нём хранится одно из самых крупных и значительных мировых собраний, (около 65 тыс. рисунков акварелей и более одного миллиона произведений печатной графики). Коллекция охватывает период от поздней готики до современности. Название «Альбертина» произошло от имени основателя музея — герцога Альберта Саксонского – Тешенского.

Уже в 18 веке коллекция герцога насчитывала свыше десяти тысяч рисунков и около двухсот тысяч графических листов всех направлений.

Современный вид музей приобрел после реконструкции, которая завершилась в 2003 году. «Альбертина» впечатляет посетителей уже на подходе к зданию. Рядом с входом установлена 64-метровая плита из титана, издали кажущаяся прямо-таки парящей.

В музее периодически выставляются картины мастеров эпохи возрождения и западноевропейских художников разных эпох. В его стенах представлено несколько экспозиций, постоянно действующие выставки включают шедевры Клода Моне, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона и других выдающихся художников. Кроме выставочных залов в музее действует большая библиотека, читальный зал, ресторан и магазин, где кроме сувениров, продаются книги об искусстве, картинные каталоги, текстиль и даже ювелирные украшения.

Музей «Альбетина» уже давно стал излюбленным местом для ценителей прекрасного в нашей общине. В этот раз любители живописи пришли на выставку известного итальянского художника Амедео Модильяни.

Немного о жизни и творчестве Амедео Модильяни

— Он родился в Ливорно в 1884 году в еврейской семье, мать Евгения буквально боготворила младшего сына. Он был болезненным и оттого любимым матерью еще больше. Амедео отвечал ей взаимностью и был слишком привязан к матери. Евгения старается, чтобы её обожаемый малыш получил всестороннее образование. В четырнадцать лет она отдает его в школу художника Микели. Гениальный с детства, мальчик буквально сходит с ума по живописи и рисует дни и ночи напролет. Однако здоровье юного Модильяни было слабое, и чтобы подлечить его, в 1900 году Евгения увозит сына на Капри, по дороге посетив Рим, Венецию, Флоренцию. Там юный художник знакомится с картинами величайших итальянских мастеров прошлого.

Спустя два года Амедео начинает изучать флорентийскую школу живописи, и после берет уроки у венецианских мастеров. Так, учась на великих образцах, Модильяни начал вырабатывать собственную технику и свой стиль. Несколько лет проработав в Италии, на каком-то этапе Амедео чувствует, что ему не хватает воздуха. Нужна новая почва, новое пространство, чтобы расти и продвигаться вперед. И в 1906 году он переезжает во Францию. В Париж художник прибывает без денег, с одними только принадлежностями для рисования. Скитается по дешевым квартирам, много пьёт, кутит. Но это не мешает ему строго следить за своим внешним видом и своим продвижением в живописи. Модильяни всегда был безукоризненно одет, даже если для этого ему приходилось стирать свою единственную рубашку каждую ночь.

Всю свою жизнь он страдал от бедности, ударов судьбы, злоупотребления наркотиками и тяжёлых болезней. Его заработка как художника хватало только на оплату квартиры и покупку самого необходимого. Часто он расплачивался за еду рисунками и небольшими картинами. И по иронии судьбы, спустя годы после смерти они стали стоить целые состояния. При жизни же гения их не понимали. И Модильяни, по сути, всегда оставался невероятно одиноким и непризнанным гением. К сожалению, так часто бывает с настоящими творцами: слава настигает их только после смерти. 
Но сегодня работы Амедео Модильяни, который умер в 1920 году в своей мастерской в возрасте всего 35 лет, входят в число самых дорогих картин в мире, а отдельные полотна оценены в девятизначные суммы.

В своих произведениях Модильяни ссылался на эпоху Возрождения с одной стороны, а с другой —привносил элементы архаического искусства Африки, Египта, Восточной Азии и Греции. Уникальный показ в «Альбертине» уделяет особое внимание этому исследованию истоков искусства, которое Модильяни проводил через всю свою жизнь. Его работы будут сопоставлены с творениями Пабло Пикассо, Константина Бранкузи и Андре Дерена, а также артефактами из доисторических и неевропейских мировых культур.

Пропитанная легендами жизнь Модильяни и его преодоление художественных границ занимают особое место в истории искусства. Будучи неотъемлемой частью парижского Монмартра, он общался с великими людьми своей эпохи и оставил нам впечатляющие портреты таких личностей как Пикассо, Анри Матисс и Диего Ривера. Несмотря на это, он до сих пор остаётся для нас не до конца раскрытой фигурой.

История Амедео Модильяни — художника и скульптора, чья карьера и жизнь оборвались очень рано — едва ли могла быть ещё драматичнее. В возрасте 11-ти лет он страдал от серьёзного плеврита, в возрасте 14 лет заболел тифом, который тогда считался смертельным. Позже художник подхватил туберкулёз, который перешёл в хроническую форму и в конечном итоге стоил ему жизни.

Его истинному успеху отчасти помешали скандалы, вызванные картинами, чьё содержание назвали «порнографическим». Более того, итальянский художник всегда был стилистическим аутсайдером и одиночкой, который следовал собственным художественным идеалам. И даже в этом случае его авангардистский мост между современным искусством и эпохами древности остаётся выдающимся и полностью индивидуальным вкладом в историю искусства.

Модильяни внешне был очень привлекательным и пользовался большим успехом у женщин. Но любил он свою жену Жанну, которую сначала делает своей натурщицей, а потом влюбляется в нее до беспамятства. Родители Жанны восстали против таких отношений. Еврей, ведущий разгульный образ жизни, представляется им худшей партией для дочери. Тем не менее, пара была счастлива. Чтобы их счастью не мешали, они уезжают в Ниццу. Там Жанна узнает, что беременна. Модильяни предлагает ей узаконить отношения, однако резко ухудшившееся состояние здоровья, обострившийся туберкул вынуждает отложить эти планы. Рождение дочери, которую назвали в честь возлюбленной Амедео, Жанной, на некоторое время заставляет забыть о проблемах. Однако ненадолго. В 1919 году Амедео и Жанна с дочерью возвращаются в Париж. Художник был очень плох, туберкулез прогрессировал. Амедео попадает в клинику для бедных. В это время его агент начинает потихоньку продавать картины мастера. К живописи Амедео Модильяни стал просыпаться интерес. Однако художник уже об этом не узнает. Он умер в полной нищете в приюте для бездомных.

Но весь Париж вышел на улицы города, чтобы проводить гения в последний путь.

Мы были очень впечатлены посещением выставки в «Альбертине» и особенно благодарны, прекрасному гиду Оксане, которая рассказала нам много интересного о необычной жизни и творчестве великого художника.

Шломо Устониязов, президент общины бухарских евреев Вены

На снимке: на концерте у Аси Давыдовой