Голландский исследователь обнаружил одно из самых ранних сохранившихся в США изображений нацистской газовой камеры, выполненное в форме комикса, которое появилось раньше почти всех других иллюстрированных публикаций на английском языке, изображавших Катастрофу европейского еврейства.
По словам профессора Киса Риббенса, историка из NIOD – Института изучения войны, Катастрофы и геноцида в Амстердаме, шестистраничный комикс, иллюстрированный Августом Марией Фройлихом, впервые был опубликован в январе 1945 года как часть брошюры «Кровавая летопись нацистских зверств», которая представляла собой «раннюю попытку визуализировать ужасную реальность» лагерей смерти как «процесс промышленного уничтожения людей».
Комикс, отличавшийся от предыдущих изображений лагерей смерти в популярной культуре своей необычностью, рассказывал, как заключенных высаживают из прибывшего в лагерь поезда, и убивают. Никаких однозначных визуальных указаний на то, что заключенные – евреи, в комиксе не содержится. На страницах комикса мы видим обнаженные жертвы, в том числе женщин и детей, которых травят газом и сжигают в крематориях. На одном из листов комикса показано, как охранники лагеря с помощью молотков «извлекают золотые зубы жертв, чтобы они не пропали».
\”«Насколько мне известно, это первый комикс, где мы видим газовые камеры и крематории\”, – сказал Риббенс в интервью. – Я не знаю более раннего комикса, в котором изображались бы газовые камеры и все, что за ними следовало – вырывание зубов у трупов и их сжигание. В США в тот период в комиксах можно увидеть сцены происходящего в концлагерях, но обычно лагеря в них изображали как тюрьмы с очень жестоким режимом».
Риббенс сказал, что этот комикс представляется ему «своего рода призывом остановить геноцид» и отметил, что хотя на тот момент фотографий лагерей смерти еще не было, эти рисунки, несмотря на то, что они несравненно сильнее слов, в целом не смогли пробудить общественность и дать ей осознать, насколько был реален геноцид.
\”«Общественность, получавшая только описания лагерей, не понимала всей серьезности происходящего в оккупированной Европе\”, – сказал он.
По словам исследователя Катастрофы доктора Рафаэля Медоффа, который в соавторстве с историком комиксов Крейгом Йоу в 2015 году написал книгу «Создатели комиксов – против Катастрофы», в течение десятилетий после Второй мировой войны комиксы были одной из немногих форм массовой популярной культуры, рассказывавших о Катастрофе.
«Работа Фройлиха – не самый ранний американский комикс, в котором изображены нацистские газовые камеры, хотя, возможно, на тот момент он был самым подробным, – отметил он и добавил, что в его книгу вошел рисунок Эрика Годала, опубликованный в апреле 1944 года в ежедневной либеральной нью-йоркской газете PM – почти за год до Фрёлиха, – на которой изображено большое нацистское здание с надписями: «Газовая камера» и «Убивает 20 000 ежедневно».
В книгу также вошел еще более ранний рисунок, принадлежащий одному из самых известных политических карикатуристов Англии Дэвиду Лоу, изображающий евреев, которых загоняют в газовые камеры; он был опубликован в газете London Evening Standard 18 июня 1943 года – а также несколько примеров из ивритоязычной прессы в подмандатной Палестине.
\”«Важно не то, кто из художников был первым, а то, что их работы говорят об осведомленности общества о Катастрофе в реальном времени\”, – сказал доктор Медофф. – Тот факт, что художники-карикатуристы в США, Англии и Палестине были знакомы с такими деталями, как газовые камеры и названиями некоторых лагерей смерти, показывает, насколько широко была известна эта информация в то время, когда еще можно было что-то сделать, однако союзники сознательно предпочли почти ничего не предпринимать».
Сэм Сокол, Источник: «ХаАрец», Orbita.co.il