Самарканд

       Евреи жили в Самарканде ещё во времена Александра Македонского. В греческих письменных источниках встречается город Мароканда, входящий в Согдийское государство. До нас дошла легенда «Еврейский мудрец», в которой описываются события приблизительно 2000-летней давности. Значительно позже, в 12 веке путешественник Бенямин из Туделы (Испания) отмечает многотысячную еврейскую общину в Самарканде. После захвата города монголами (1220) еврейская община исчезла.

       В 14 веке Тамерлан объявил Самарканд столицей своей империи. Он переселил из Ирана в Среднюю Азию много тысяч ремесленников. При правлении династии темуридов (1370-1499) отмечается возрождение еврейской общины. С 16 века Самарканд входит в состав Бухарского ханства, созданного в 1500 году. Новое переселение евреев в Самарканд из городов Персидской империи относится ко второй половине 18 века, когда правитель Ирана Надиршах в 1740 году захватил город. В 1843 году евреи Самарканда купили у Бухарского эмира участок земли в три гектара и присоединили к своему кварталу.

       В 1868 году русская армия завоевала Самарканд и включила в состав образованного Туркестанского края. При царской России Самарканд становится главным культурным центром евреев Средней Азии. В конце 19 – начале 20 веков появляется класс богатых купцов и промышленников, которые имели торговые связи с Россией, Китаем и другими странами. Евреи строили красивые особняки не только в своём квартале, но и  владели домами в русской части города. В настоящее время дома Муллокандовых, Калонтаровых, Фузайловых, Левиевых и других купцов представляют архитектурную ценность.

       По переписи 1916 года в Самарканде насчитывалось 12 тыс. евреев. С 1924 по 1930 год Самарканд был столицей Узбекистана. К тому времени в городе функционировало более 20 синагог. Однако при Советской власти осталась только одна синагога «Гумбаз», остальные синагоги были переданы государственным учреждениям. Вместе с тем при Советской власти выросло поколение высокообразованной интеллигенции: писателей, ученых, художников и других творческих профессий. Известными писателями были Яхиэль Акилов, Менаше Аминов, Юнатан Кураев, Азарьё Юсупов, Зеэв Некталов и другие. Особенно отличились певцы и музыканты: династия Толмасовых, династия Муллокандовых, династия Бараевых и многие другие.      

       Вторая мировая война стала национальной трагедией для евреев. Евреи вместе с другими народами Узбекистана воевали против нацистской Германии. Из шести тысяч бухарских евреев, погибших на полях сражений, более 400 были выходцами из Самарканда.

       На еврейском кладбище Самарканда находятся несколько сот безымянных могил ашкеназских (европейских) евреев. Это могилы эвакуированных во время войны (1941-1945гг.) в Самарканд евреев из России, Украины, Беларуси, Польши, Бессарабии. На их долю выпали тяжелые испытания, часть умерла от голода и болезней.

       Еврейское кладбище Самарканда – самое большое в Средней Азии. Его площадь составляет примерно 13 гектар, здесь около 11 тысяч могил. Кладбище расположено недалеко от святого для мусульман места – мавзолея «Шохи Зинда». Наиболее старый из найденных могильных камней на кладбище датируется 1826 годом. Очевидно, что имеются более старые захоронения, но могильные камни на них отсутствуют, а на некоторых камнях надписи не сохранились.             

       В 1905 году на кладбище построено «Хонако» – помещение для ритуальной похоронной службы. Это здание спроектировал Давид бен Авраам по прозвищу Хамоми (хаммам с араб. яз. – баня). Такое прозвище сохранилось за потомками Исака (Инояти чала), построившего баню в еврейском квартале в 1827 году.

       На одной из стен «Хонако» установлена мраморная плита с текстом на иврите (примерный перевод):

«Вечная память деятелям, внесшим вклад на нужды общины.        

Первый из них – глава еврейской общины Моше Калонтар.

Второй – мулло Авраам, сын Исаака Хамоми.

Третий – благотворитель Усто Давид Хамоми, завершивший ограждение кладбища. Благодаря его стараниям построен этот дом. … Построен дом в 5665 году.

Четвертый, – который пошел по их стопам, – мулло Ари бен Яаков Мавашев.

Эту плиту установил Ходжи Меир Хамоми».

        Как видно из текста, Давид Абрамов завершил строительство ограждения кладбища, начатое Моше Калонтаром ещё в 1878 году. Давид также построил синагогу «Гумбаз» в 1891 году. В 1997 году в Нью-Йорке раввин Имонуэль Шимонов создал фонд «Самарканд». Вместе с земляками он внёс большой вклад в благоустройство кладбища.

       В 1999 году создан сайт кладбища в интернете www.samarkandfund.org с базой данных – около восьми тысяч могил. Были реставрированы пять тысяч могил, все надгробные камни пронумерованы. В сайт не включены многие старые могилы, поскольку на могильных камнях указано только имя (на иврите): фамилии появились позже при царской России, начиная с 1890-х годов.

       В 2002 году на кладбище сооружен комплекс «Скорбящая мать» в память о погибших на войне бухарских евреях. В 2005 году установлен памятник главе еврейской общины Самарканда Моше Калонтару (1815-1878), также бизнесменом Валерой Алаевым реконструировано здание «Хонако». В 2019 году построен красивый зал для приёма и отдыха посетителей.     

     Кладбище ашкеназских (европейских) евреев Самарканда создано в 1880-х годах. Территория кладбища составляет два гектара, здесь примерно две тысячи могил. Среди них около 20 могил евреев – австрийских военнопленных Первой мировой войны, умерших в Самарканде в 1915-1917 годах. Ашкеназские евреи Самарканда похоронены также на кладбище бухарских евреев.

     Первые русские (российские) евреи были в составе русских войск при завоевании Средней Азии. В Ташкенте, Самарканде и других городах Туркестанского края Российской империи поселились военнослужащие, купцы, врачи, адвокаты и ремесленники.     

     В начале 20 века многие ашкеназские евреи, недовольные антисемитской политикой России и «чертой оседлости», поддержали революционные перемены и приняли активное участие в становлении Советской власти в Средней Азии. В тот период ашкеназские евреи Самарканда организовали благотворительное общество «Эзра» (1921) для помощи бедным евреям. В 1927 году этнограф из Ленинграда Исаак Лурье создал туземно-еврейский музей в Самарканде. Раввины Шломо Йеуда-Лейб Элезеров (Казарновский) и Симха Городецкий сыграли большую роль в религиозной жизни города.

     Во время войны (1941-1945) Узбекистан принял 200 тысяч эвакуированных евреев из европейской части Советского Союза. Только в еврейском квартале Самарканда поселилось более 10 тысяч единоверцев. После окончания войны многие из них не вернулись обратно, а остались в Самарканде.

     Ашкеназские евреи внесли большой вклад в развитие науки Узбекистана. Среди преподавателей институтов было немало доцентов и профессоров. Например, в самаркандском медицинском институте работало более 60 ашкеназских евреев с учеными степенями.

     В 1990-е годы большинство евреев выехало в Израиль, США и Германию. В настоящее время еврейская община Самарканда составляет всего несколько семей ашкеназских и бухарских евреев. Все общинные мероприятия проводятся в синагоге «Ор Авнер», названном в память о большом праведнике Авнер Леваеве.

Маркиэл Фазылов