Недельная глава начинается словами «Вот порождение Ицхака…» и рассказывает о рождении его сыновей Яакова, Эсава и о их дальнейшей истории. Уже не раз говорилось о том как Тора дает имена недельным разделам. С первого взгляда, выбирается просто одно из первых значащих слов недельной главы с целью обеспечить уникальность имени и облегчить сноски. Однако, имя, данное по Торе, является частью Торы и потому не может быть лишь средством для чего то другого. Оно адекватно и в высшей степени концентрированно должно отражать сущность недельного раздела в целом.
Мы увидим это на примере небольшого сравнительного анализа двух недельных разделов: «Ноах» и «Толдот» (Порождение). Обе главы начинаются одинаково: «Вот порождение Ноаха…» и «Вот порождение Ицхака…». Если бы мы хотели лишь дать уникальные имена, следовало бы назвать первый раздел «Толдот» (первое значащее слово) а второй раздел назвать «Ицхак» (первое значащее слово, отличное от уже использованного). В действительности же первый раздел назван «Ноах» и лишь второй раздел назван «Порождение». Глава «Ноах» посвящена в основном описанию личности самого Ноаха и его деятельности по благоустройству мира (о рождении же детей Ноаха рассказывается еще в предыдущем разделе — «Берешит»).
Почему же в таком случае раздел начинается со слов «Вот порождение Ноаха»? Еврейская традиция говорит нам (со ссылкой на Ноаха), что добрые дела — это и есть главное и подлинное порождение (наследие) каждого человека. Глава же «Толдот», действительно посвящена рождению детей Ицхака (а о самом Ицхаке подробно рассказано в предыдущих разделах).
Как уже было сказано, имена в Торе — это часть Торы и потому должны нести в себе указание к практической деятельности. Работа (служение) Всевышнему — центральное понятие Иудаизма. Весь мир во всем его многообразии и великолепии сотворен с одной целью — сделать возможным служение Еврея Б-гу. Завершением нашего служения будет раскрытие Всевышнего в мире который Он сотворил. Поэтому любая вещь, которую мы видим в мире, а тем более в Торе должна первым делом приводить нас к мысли — как извлечь из нее указание для работы?
Попробуем понять, какие указания можно извлечь из имен «Ноах» и «Толдот». «Ноах» — имя человека, данное ему при рождении. «Толдот» Ицхака — его добрые дела. Интересно, что в главе «Ноах» рассказывается не о рождении Ноаха а именно о его добрых делах, а в главе «Толдот» рассказывается не о добрых делах а именно о рождении (сыновей). Еще более интересно следующее. Какое вообще указание для служения Всевышнему можно извлечь из сообщения что родился человек и получил при рождении какое то имя?
Как известно, Дарование Торы произошло 6 Сивана после выхода евреев из Египта. Однако в более широком смысле Дарование Торы началось с работы Авраама и в первую очередь с обрезания Авраама. Поэтому с главы «Толдот» начинается работа, связанная с Дарованием Торы, а раздел «Ноах» связан с работой, предшествующей Дарованию Торы. Как мы увидим в дальнейшем, «Ноах» указывает на сущность еврея так, как она предшествует (и выше) Торы. «Толдот» (добрые дела) указывает на исполнение Торы и заповедей. Исполнение же евреем Торы и заповедей приводит к тому, что сущность еврея раскрывается воочию.
Начнем объяснение с того, что написано в святых книгах: «Две вещи предшествуют Миру — Тора и Израиль. И не знаю я, которая из них предшествуют другой? Когда же говорит Б-г: „Повели Израилю…. Скажи Израилю…“ понимаю я — Израиль предшествует всему». Иными словами, только Израиль придает смысл существованию Торы, ведь она предназначена для него, и поэтому Израиль предшествует Торе.
Для разъяснения взаимосвязи между Евреями и Торой святые книги приводят краткую притчу: «Были у короля сыновья. И был у него старый слуга, чтобы учить их чистым путям и добрым поступкам. Таковы слова Торы — направляют Израиль на добрый путь, обучают их заповедям и приводят их к жизни в будущем мире». Попробуем объяснить это. Подлинное значение каждой вещи в ее сущности а не в ее проявлениях. О сущности же еврея сказано в святой книге «Зоар»: «Евреи и Б-г — одно целое». Важно понять что сущность эта не обусловлена исполнением Торы. Так же как и в приведенном примере, где король любит своих детей, даже когда не научены они чистым путям и добрым поступкам и более того, именно тогда, когда королевская любовь не обусловлена поведением сыновей — она истинна ибо связана с сущностью короля. Однако, хотя сущность еврея не обусловлена исполнением Торы, проявление этой сущности возможно лишь путем исполнения Торы. И хотя сущность, вообще говоря, не может быть адекватно раскрыта ни в каких проявлениях и неизмеримо выше любых проявлений, однако, с другой стороны, Божественная сущность не ограничена ничем и нельзя сказать про Б-га, что Он не может раскрыть Себя так полно как Он того хочет.
И поэтому, парадоксальным образом, именно сущность Б-га, которая неизмеримо выше всех проявлений, может и должна быть раскрыта. Для этого и дана евреям Тора. Из того, что было сказано «Повели Израилю… Скажи Израилю…» видно, что евреи предшествуют Торе. Из того же отрывка видно, что это первенство принадлежит не просто еврейской душе, но душе, облаченной в тело, в котором душа может исполнять заповеди. Следовательно, между душой и телом Еврея первенство принадлежит телу и ради него сотворена душа.
Как это понять? Коснемся предварительно понятия «Свобода выбора»: Что мы понимаем под «свободным» выбором? Является ли свободным, выбор, сделанный под влиянием чувства или разума? Очевидно, что нет. В тех случаях, когда мы руководствуемся чувством или разумом, мы лишь подчиняемся необходимости (осознанной или неосознанной). Это не столько выбор сколько вынужденное решение. Подлинно свободный выбор иррационален. Он не продиктован ни чувством и ни разумом. Он связан не с теми или иными проявлениями личности, но с самой непостижимой и не проявляемой сущностью личности.
Теперь мы можем понять, что означает выбор Всевышним евреев. Выбор Всевышнего — подлинно свободный выбор, связанный с Его сущностью и потому он не продиктован никакими доводами. Если бы такие доводы существовали, это означало бы что выбор Всевышнего диктуется достоинствами евреев а не является проявлением Его сущности. Лишь теперь мы можем понять в чем заключается первенство еврейских тел над еврейскими душами. Связь еврейской души со Всевышним определяется тем что в каждой еврейской душе присутствует и проявляется искра Всевышнего. В этой связи отсутствует ощущение непостижимой сущности которая выше всех проявлений. Связь же еврейского тела со Всевышним заключается в том и только в том, что его выбрал Всевышний и поэтому эта связь сущностная.
Приведем как пример разницу между сыном биологическим и сыном приемным. Настоящий сын плоть от плоти отца и душа его связана с душою отца и потому связь их неразрывна. Однако сущность отца в этой связи не участвует. Приемный же сын, выбранный свободной волей отца (разумеется не имеется в виду случаи, когда примешаны соображения того или иного рода) связан с отцом в силу подлинной сущности отца. Мы показали, что еврейское тело связано с сущностью Всевышнего (ибо в нем Божественный выбор), а еврейская душа — с проявлениями Божественной Сущности. Однако, подойдем немного глубже. Уподобление связи души с Б-гом связи между отцом и сыном неполно. Отец, родив сына, не может отменить свое отцовство. Всевышний же ничем не ограничен и потому в его связи с еврейской душой присутствует свободный выбор. Однако выбор этот не ощущается в еврейской душе в силу достоинств ее самой. Лишь когда душа спускается и проявляет себя в теле, тогда и в душе проявляется сущность Всевышнего.
И с другой стороны. Сам по себе выбор Всевышнего ничего не изменяет в еврейском теле. Как до так и после выбора оно не отличается от всех остальных тел (ибо Сущность не проявляема). Однако, когда еврейская душа спускается в тело, дает ему жизнь и очищает его посредством исполнения Торы и ее заповедей — тогда и в еврейском теле проявляется и раскрывается выбор Всевышнего.
В свете сказанного получает объяснение сказанное в святых книгах: «В мире Грядущем, душа будет питаться от тела». Сейчас, в наше время, время работы по исправлению и очищению тела, главный упор на то, чтобы свет души проник и раскрылся в теле. В будущем же мире, по окончании этой работы, главный упор будет на раскрытии сущности. Ощущение же сущности душа получает от тела, ибо именно в теле — Божественный выбор. Таким образом, в еврейской жизни, когда души находятся в телах и вместе исполняют работу в Торе и заповедях, раскрывается связь евреев с Б-гом во всех ее ипостасях. Со стороны сущности — выбор Всевышнего. Со стороны проявлений — достоинства души и достоинства «чистых путей и добрых поступков». И со стороны сущности и ее проявлений вместе — что свободный выбор Всевышнего проникает и раскрывается в достоинствах души и достоинствах «чистых путей и добрых поступков» и тем самым происходит раскрытие подлинной сущности Всевышнего в этом мире.
Теперь мы можем прояснить суть практических указаний, содержащихся в разделах «Ноах» и «Толдот». «Ноах» указывает на сущностную связь еврея со Всевышним, которая выше связи, заключающейся в «чистых путях и добрых поступках» («Порождение»). Однако настоящая завершенность этой связи возможна лишь когда сущность («Ноах») проникает и раскрывается в «добрых делах» («толдот»).
Эта взаимопроникновение проявляется не только во взаимосвязи разделов «Ноах» и «Толдот» но и во внутренней структуре каждой главы святой Торы в отдельности. Так, комментарий (который сам является частью Торы) на раздел «Ноах» (сущность) начинается с того что «что добрые дела — это есть главное и подлинное порождение человека». Комментарий же на раздел «Толдот» (добрые дела) начинается с рождения Яакова и Эсава. Известно, что духовным источником Яакова является мир Божественного порядка, а источником Эсава — мир Божественного хаоса. Оба они — Яаков и Эсав — порождение Ицхака, и поэтому присутствуют в каждом еврее. Эсав — со стороны тела (и теперь мы понимаем, почему ему было дано первородство), Яаков — со стороны души. Очищение, исправление и раскрытие Эсава (т.е. еврейского тела а за ним и всего материального мира) происходит в результате инициативы и деятельности Яакова по исполнению Торы и заповедей.
А какова главная цель содания и существования нашего народа? Наши мудрецы сказали: «Все дни твоей жизни — привести Дни Мошиаха». Этот принцип является одним из основных в ХАБАДе после того, как Ребе объяснил, что 24 часа в сутки наша работа заключается именно в этом. Когда мы просыпаемся утром, то наша первая мысль и наши первые слова должны быть о Мошиахе. Тем более что галут (גלות, изгнание) ассоциируется со сном, а Геула (גאולה, Освобождение из галута) — с пробуждением. Геула (Освобождение) наступит тогда, когда каждый раскроет в себе суть своей души, которая связана с искрой Мошиаха. Для того, чтобы раскрыть сущность Мошиаха, нужно раскрыть свою сущность. Кто Я? Я –гордый ЕВРЕЙ.