Бухара

     Бухара – древний город. В 10 веке Бухара была культурным и научным центром Ирана и Средней Азии. От той эпохи в Бухаре сохранился великолепный мавзолей Исмаила Самани. В 13 веке монголы захватили и опустошили Бухару. После падения империи Темура Бухара стала столицей Бухарского ханства, созданного в 16 веке. В 1920 году Бухару захватила Россия и позже включила в состав новой республики Узбекистан (1924).

     Согласно преданиям, евреи переселились в Бухару в 5 веке из Персии при шахе Фирузе. Однако историк Наршахи (10в.) считает, что евреи появились в Бухаре после арабского завоевания (8в.). Арабский путешественник Ибн Батута, побывавший в 1334 году в Чагатайском улусе (государство в составе Монгольской империи), в своей книге «Путешествие»  описывает большую синагогу в Бухаре, построенную при Бузан-хане. Об этом в 1897 году сообщает английский историк Элкан Натан Адлер,  сфотографировавший, по его словам, именно эту синагогу. Он пишет: «Самая большая синагога в Бухаре выстроена лет 500-600 тому назад, она имеет современные пристройки, напоминающие капеллы в соборе, так как богослужение совершается в каждой из них отдельно. В ней есть гениза, или скрытая палата на крыше для хранения вышедших из употребления священных писаний».         

     В 17-18 веках численность евреев Бухары увеличилась за счет переезда евреев из соседних стран. Бухара стала основным центром формирования еврейской общины Средней Азии.

     По традиции, евреи жили отдельно в своих кварталах. В Бухаре было три таких квартала: «Махалаи куна» (Старый квартал), «Махалаи нав» (Новый квартал), «Махалаи Амиробод» (квартал Амирабад). В то же время в Бухаре сформировался квартал, в котором жили евреи-чала – это евреи, насильственно обращенные в ислам.

           Согласно легенде, постройка первой синагоги и создание «Махалаи куна» в Бухаре относится к 17 веку при хане Имам-Кули, правившем в 1611-1642 годы. Самая старая синагога, обнаруженная в квартале «Махалаи нав», датируется 1800 годом. Она построена Исхаком по прозвищу Замбор, а в 1862 году реставрирована купцом Яковбоем. Обе эти синагоги действуют в настоящее время.         

            Еще одна синагога в квартале «Махалаи нав» была построена в 1906 году. Её обнаружили ученые Центра Еврейского искусства при Еврейском университете в Иерусалиме. Кроме даты постройки, сохранились надписи на иврите с именами спонсоров. В советское время эти надписи оставались скрытыми под потолком, но во время ремонта новые хозяева обнаружили эти записи в зале.

            В квартале «Амиробод» также была построена синагога. По сведениям евреев – выходцев из Бухары, она располагалась на границе с кварталом «Махалаи нав», но в советское время синагогу снесли.      

     В 1793 году в Бухару из Цфата прибыл раввин Йосеф Мамон ал-Магриби (1752-1823), родом из Марокко. Он оказал заметное влияние на религиозную жизнь евреев, подготовив немалое количество учеников, которые стали духовными лидерами евреев Бухары и других городов. Среди них: Моше Ильёбой, Исхак Фатхи, Авраам Коэн, Мулло Бово, Моше Шохет, Ешуа Гузин, Пинхас Коэн (Гадол), Пинхас Катан, Эшони Хойдот, Авраам Голиб, Арон Нохед, Арон Фикри, Амин Шохет, Яков Шоир, Исак Калонтар, Юсуф Сумбул, Беньямин Фузайл, Авезбоки Хофиз, Ибраим Бочик и другие.

     По сведениям путешественника Е. Мейендорфа (1820), евреи в Бухаре жили в достатке, являлись владельцами заводов, торговцами шёлка и красильщиками. Евреи были монополистами в области крашения тканей и реализации покрашенного товара. Еврейские купцы играли существенную роль в торговле с Индией, Афганистаном, Кашгаром и Россией. Крупными коммерсантами были: Аарон Кандин, Шломо Мусаев, братья Бабаевы, Моше-Борух Коэн, династия Пинхасовых Мулло Ниёз и многие другие.

     В Бухаре также сформировалась плеяда выдающихся еврейских певцов шашмакома: Борух Бабаев – Калхок (1837-1897), Ота Джалол Насыров (1845-1928), Леви Бабаханов – Левича (1873-1926), Михоэл Толмасов (1887-1969) и другие. Придворным лекарем эмира Бухары был Юсупов Миер (1855-1920), приехавший из Хамадана (Иран).

     В Бухаре жили известные еврейские поэты. Огромное влияние на литературу бухарских евреев оказал раввин Шимон Хахам (1843-1910). Он был прекрасным знатоком еврейско-персидской литературы и первым издателем сочинений Шохина Шерози. Кроме Торы и Танаха, Шимон Хахам переводил на еврейско-таджикский язык европейских писателей. Роман А. Мапу «Любовь в Ционе», известный в переводе как «Амнон и Тамар», стал самым популярным среди бухарских евреев.  

     Самые старые еврейские дома, сохранившиеся в Бухаре, относятся ко второй половине 19 – началу 20 веков. На стенах многих домов есть надписи на иврите с датами строительства. Характерная символика – это Звезда Давида, хамса (защитный амулет в форме ладони) и мезуза (пергамент с текстом, помещенный в футляре) на косяках дверных проемов. Потолочные балки отличаются красивой резьбой и пышной декорацией.

     Весьма выразительный дом (1880), находящийся рядом с «Лаби Хауз», перестроен под частную гостиницу под названием «Амелия». Над нижним этажом дома расположен большой двор и гостиная (мехмонхона), отреставрированная профессиональными мастерами.

      В квартале «Махалаи нав» заметно отличается своим убранством особняк Хаима Рубинова (ул. Тукаева 54). Этот дом построен в 1897 году. Сохранились росписи на стенах и резные балки на потолках. 

     По данным ученой Зои Аршавской (Иерусалим), замечательный дом (ул. Тукаева 39), сохранившийся в первозданном виде, принадлежал купцу Юнатану Аминову. Дом застроен по всему периметру двора: в центре высокий айван (веранда), с двух сторон к нему примыкают двухэтажные постройки одинаковой высоты. Росписи на стенах гостиного зала напоминают по орнаменту росписи, сделанные в загородном дворце эмира Бухарского. Дом муниципализирован в 1929 году.

     Другой дом, расположенный по ул. Сарафон, построен в 1900 году. При независимом Узбекистане этот дом отреставрирован при поддержке ЮНЕСКО.

            В «Махалаи куна» большой дом (1900) Мирзо Дауда (Давида Мирзаева) перестроен под частную гостиницу с названием «Лаби Хауз». Этот дом выложен из жженого кирпича с высокими потолками, на стенах внутренних помещений имеются надписи на иврите. Как и в других домах, гостиная комната служила семейной синагогой.

             По архивным сведениям, владельцами больших домов в Бухаре были купцы: К. Хаимов (построен в 1870 году), Симхаев (конец 19 века), Абаев (1894), Алишо Ягудаев, Моше Ходжабеков, Авром Юнусов, Пинхас Рыбаков, Або Пинхасов, Давид Пинхасов, Яковхай Пинхасов (Хай Калонтар) и другие. В Доме Яковхая Пинхасова в советское время разместилась школа имени Розы Люксембург.

           На одном из гузаров евреев-чала сохранились просторные дома с надписями на стенах на таджикском языке арабскими буквами. «О еврейской принадлежности домов чала в Бухаре говорят следы на дверных косяках, на которых закреплялась мезуза, – пишет архитектор М. Юсупова. Дом богатой семьи евреев-чала Сулеймановых занимает целый квартал. В нем шесть самостоятельных дворов, объединенных общей кирпичной стеной и подвальными этажами. Стены фасада выделяются декоративной кладкой из жженого кирпича. В советское время дом был разделен на коммунальные квартиры. Здесь жил известный поэт Атаджан Сулаймонов (Пайрав Сулаймони)».

           Еврейское кладбище Бухары – одно из древних в Средней Азии. Его территория составляет 9 гектаров. Здесь 10 тысяч могил, из которых около 2-х тысяч – безымянные и примерно 800 могил ашкеназских евреев. На сайте благотворительного фонда «Бухоро» выставлены имена более 7 тысяч похороненных на еврейском кладбище Бухары.

Маркиэл Фазылов