В начале 5782 года, который является годом шмиты, мы представляем некоторые идеи Ребе о значении этого года. Также мы расскажем о том, как Ребе содействовал выполнению данной заповеди в Эрец-Исраэль в наше время.
##Фонд года шмиты
“Еврей купил виноградник в Хевроне и сдает его в аренду нееврею, который обрабатывает землю и каждый год берет себе определенное количество урожая. В этом городе невозможно сохранить землю, если на ней не работают неевреи, потому что они являются доминирующим большинством. Если же у них нет долей в земле, они уничтожат ее или украдут урожай посреди ночи… Что он должен делать в течение года шмиты, чтобы гарантировать, что вспашка и посев земли неевреем не послужат причиной того, что еврейский владелец нарушит запрет на обрабатывание своей земли во время шмиты?”
Данный вопрос был задан раввину Мордехаю Рубио, главе раввинского суда в Хевроне во второй половине XVIII века. Это говорит о том, что и в его время евреи уже становились владельцами земли в Эрец-Исраэль, и таким образом законы шмиты снова обретали для них актуальность.
Несмотря на то, что шмита – очень важная заповедь Торы, на протяжении большей части еврейской истории она редко имела какое-либо практическое значение. Будучи заповедью, непосредственно связанной с землей в Эрец-Исраэль, она исполнялась только тогда, когда евреи там жили и владели сельскохозяйственными угодьями, чего не происходило на протяжении веков, до недавнего времени.
Однако, начиная с 5642 (1882) года из Восточной Европы в Эрец-Исраэль стали переселяться все больше евреев. Многие из репатриантов зарабатывали на жизнь обработкой земли, и их пропитание в значительной степени зависело от ее урожая. Когда в 5649 (1889) году наступил год шмиты, раввинам пришлось столкнуться с реальностью того, что эти люди потеряют целый год заработки, не имея других средств к существованию.
Некоторые религиозные авторитеты предложили в качестве выхода из этой ситуации так называемый ѓетер мехира: еврей продает свою землю нееврею на год шмиты и тем самым снимает с урожая священный статус швиит (урожая седьмого года). Это позволяет купившему землю использовать урожай, чтобы получить прибыль.
Однако многие другие раввины резко выступали против этого предложения, не желая, чтобы терялась возможность исполнить прекрасную заповедь, которая, наконец, снова стала частью нашей жизни. Тем более, что, по мнению некоторых законоучителей, в данной ситуации вышеуказанное решение допускало возможность, что люди преступят запреты Торы.
Чтобы сделать соблюдение заповеди года шмиты возможным, раввины и общественные активисты решили собрать средства, чтобы помочь семьям, владеющим землей в Эрец-Исраэль, пережить этот год. В еврейские общины Европы были направлены посланцы с поручением собрать деньги для специально учрежденного фонда.
Шли годы, для этой цели были созданы еще фонды, особенно в связи с тем, что огромные волны евреев, переживших Катастрофу и гонения в арабских странах, прибыли в Эрец-Исраэль после Второй мировой войны, где в 5708 (1948) году возникло Государство Израиль. Потребовалось много десятилетий, прежде чем эти фонды консолидировали свои усилия и сформировали единую организацию, помогающую еврейским землевладельцам исполнять заповедь шмиты.
Намек на это мы видим в письме Ребе к двум выдающимся раввинам в Эрец-Исраэль, которые обратились к Ребе с просьбой поддержать их фонд года шмиты:
«Когда меня в Нью-Йорке посетили основатели фонда года шмиты, они подчеркнули, что выделили деньги для оказания помощи любому человеку в Эрец-Исраэль, который соблюдает заповедь шмиты, без различия. Этим людям, безусловно, можно доверять на слово, особенно учитывая то, что, согласно Торе, требуется предлагать помощь людям во всех поселениях. Я удивлен, что Вы не упомянули в своем письме, получаете ли Вы помощь из этого фонда. Непременно обратитесь к ним сейчас, если Вы этого еще не сделали. В любом случае, основываясь на стихе “Товарищ я всякому, кто благоговеет пред Тобой”, я прилагаю чек…
P. S. Что касается Вашего запроса на получение одобрительного письма, то хорошо известно, что обычно наши Ребе этого не делают…».
В последующие годы Ребе ободрял и поддерживал частных лиц и организации, которые содействовали соблюдению заповеди года шмиты. Одним из известных людей, активно собиравшим для этого средства, был раввин Биньямин Мендельсон, глава раввинского суда в мошаве Комемиют в Эрец-Исраэль. Ребе много переписывался с ним, а также время от времени оказывал ему финансовую поддержку.
Во время фарбренгена незадолго до начала года шмиты 5747 (1987) Ребе призвал всех внести свой вклад в фонд “Керен ѓашмита”. Он процитировал стих “Крепкие силой, исполняющие слово Его” (Теѓилим, 103:20), что, по словам Мидраша, относится к людям, которые соблюдают заповедь года шмиты.
##Первые годы
Первый год шмиты после основания Государства Израиль пришелся на 5712 (1952) год. Это было очень трудное время, так как новое государство находилось в зачаточном состоянии, и даже в обычные годы многим людям было тяжело найти достаточно средств для пропитания. Многие предпочитали положиться на правило ѓетер мехира, продав свою землю неевреям и тем самым продолжив сельскохозяйственные работы в год шмиты. Ребе был решительно против этого.
В письме р. Шнеуру-Залману Горелику, раввину Кфар-Хабада, Ребе писал: “Согласно моим источникам религиозные общины в Эрец-Исраэль не собираются полагаться на какие-то облегчения и будут соблюдать шмиту в надлежащем виде…”.
Недавно основанное поселение Кфар-Хабад было заселено хасидами, которые спаслись от преследований в Советском Союзе и едва избежали ужасов Катастрофы. Сочувствуя их бедственному положению, различные министры израильского правительства помогали им получить большие участки земли для обработки и поставляли технику и инструкторов, обучавших пользоваться ею. Хасиды боялись, что, если всего через несколько лет после начала сельскохозяйственных работ они возьмут отпуск на целый год, всё это доброе отношение к ним израильского правительства исчезнет.
Ребе обсудил этот вопрос с Мордехаем Суркисом, главой городского совета города Кфар-Саба и влиятельным деятелем профсоюзной организации Ѓистадрут, когда тот был на аудиенции у Ребе. Вскоре Ребе уведомил раввина Горелика: “Вы пишете, что ходят слухи, что правительство может заставить фермеров работать на земле в год шмиты. Меня недавно посетил г-н Суркис, деятель Ѓистадрута, который имеет тесные связи с правительственными чиновниками. Когда мы говорили на эту тему, он пообещал мне, что сделает всё, что в его силах, чтобы жители Кфар-Хабада могли поступать так, как они считают нужным, без какого-либо внешнего давления…”.
По мере приближения года шмиты Ребе давал наставления и помогал руководителям поселения в том, как обеспечить необходимые средства, чтобы поддержать молодую общину в течение предстоящего года6.
##Суббота Г-споду
В дополнение к практическому соблюдению заповеди шмиты Ребе призывал всех осознать внутренний смысл этой заповеди, как написано в Торе: “Суббота Г-споду”.
“Очевидно, – пишет Ребе в письме, – что, хотя практический аспект этого повеления Всевышнего касается исключительно сельскохозяйственных начинаний и применим только в Эрец-Исраэль, но не в диаспоре, это, однако, не означает, что значение заповеди и практические уроки, вытекающие из нее, каким-либо образом ограничены. Они применимы к каждому еврею, в каждом месте…
…То, что Тора освобождает человека от того, чтобы вкладывать время и энергию в работу на земле в это священное время, обязывает (и дает право) посвящать свое время самым важным занятиям в жизни – духовным занятиям, таким как молитва и изучение Торы, а также работе над своими качествами и эмоциями…”.
Ребе объясняет, что данное указание связано не только с техническим фактом того, что поскольку человеку дается больше свободных часов в течение дня, он должен использовать время для учебы. Более того, Тора в такое время освобождает сердце и разум человека от беспокойства и потакания материальному миру. Это новообретенное спокойствие дает ему возможность более возвышенно и должным образом заниматься духовными делами8.
Есть еще один прекрасный аспект заповеди шмиты и значения слов “суббота Г-споду”. В книге “Сефер ѓахинух” объясняется, что заповедь шмиты призвана напомнить человеку, что в конечном счете всё его имущество не является его собственностью, а принадлежит Всевышнему.
В каком-то смысле Тора повелевает человеку отказаться от своего права на заработанное тяжелым трудом имущество и считать его в этот год бесхозным, позволяя всем по своему желанию его “собирать”.
«…Год шмиты подчеркивает ту идею, что хотя Творец и отдал землю человеку для пищи и использования, он должен помнить, что настоящим владельцем является Всевышний. Как сказано: “Г-споду принадлежит земля и всё наполняющее её, вселенная и живущие в ней”. Для того, чтобы подчеркнуть и укрепить осознание этого во все времена, чтобы это можно было актуализировать и внедрить в повседневную жизнь, Творец выделил седьмой год в качестве “субботнего года”, когда вся работа в поле и саду прекращается на весь год… Именно так еврей свидетельствует, что истинный Хозяин мира – это Всевышний…».
Урок, который выводит Ребе из этой идеи, заключается в том, что в год шмиты, когда мы признаем, что Всевышний является абсолютным владельцем всего нашего имущества, нам следует увеличить цдаку (благотворительность):
«…Излишне говорить, что обычай давать цдаку не ограничивается деньгами, но включает в себя “деньги, тело и душу”, духовную цдаку, что обязывает каждого еврея помогать другому еврею, который “беден” в Торе и заповедях. Как бы человек ни ценил свое время и усилия, желая использовать их для своего собственного роста в изучении Торы и исполнении заповедей, ему говорят, что он не должен считать себя их исключительным владельцем, но обязан посвящать свое время и усилия распространению Торы и заповедей среди тех, кто “беден и нуждается” в этих вопросах».
##Дело не в сохранении земель
В увлекательном письме, написанном в ответ человеку, чье восприятие шмиты было не просто ограниченным, а даже ошибочным, Ребе изложил глубочайшее объяснение внутреннего смысла этой заповеди.
Автор письма предположил, что год шмиты подобен субботе, которая была дана Всевышним для того, чтобы человек обрел энергию, потерянную в течение прошлой недели тяжелой работы и восстановил силы на неделю предстоящую. Также и шмита была дана для восполнения на предстоящие сезоны минералов, потерянных из-за урожая предыдущих шести лет.
Ребе объясняет, что такой подход в лучшем случае является грубым заблуждением.
“Представьте себе, – говорит Ребе, – человека, который жертвует нуждающимся. Вы бы сказали, что главное, что здесь происходит, – это рука, которая кладет кусок еды в руки другого человека? Конечно, нет! В акте милосердия есть гораздо больше, начиная с доброты в сердце дающего, духовного качества хесед, проистекающего из его души, которое, в свою очередь, укоренилось в нем посредством качества хесед Творца. Утверждать, что всё происходящее является просто технической сделкой с товарами, это, очевидно, очень ограниченное и даже ошибочное восприятие событий.
То же самое относится к Торе и заповедям, в которых самым важным элементом является тот факт, что они даны Всевышним. А значит, они – Б-жественные постановления, которые по сути своей святы и являются лучшей формулой человеческого поведения. Это верно для каждой отдельной заповеди независимо от того, очевидна материальная выгода от нее или нет. Конечно, возможно, что заповедь несет с собой очевидную и ощутимую пользу – например, чувство отдыха после соблюдения субботы или тому подобное. Но это, конечно же, не всё, что есть в повелении Всевышнего, и даже не является его основной частью.
Собственно говоря, современная наука не видит никаких реальных причин сохранять поле невозделанным в течение целого года, чтобы повысить его плодородие. Напротив, поддержание цикла посева и постоянное удобрение на самом деле лучше для земли, чем перерыв в обработке.
Очевидно таким образом, что в заповеди шмиты есть более глубокие причина и смысл”.
В связи с этим Ребе отмечает интересное явление:
«Древние римляне считали еврейский народ ленивым за то, что каждые семь дней он прекращал производительную деятельность. Когда мир, наконец, понял и почти все цивилизации приняли идею выходного дня раз в неделю (будь то в воскресенье или в пятницу), это был их способ “поддаться” слабости человеческого духа и признать, что человеческому телу нужно время, чтобы отдохнуть.
Но вышеприведенное умозаключение совершенно неверно определяет суть субботы согласно Торе! Еврейский подход к субботе – полностью положительный. Мидраш говорит, что, когда Всевышний посмотрел на сотворенный мир после шести дней, Он увидел, что всё было “очень хорошо” за исключением того единственного, чего не хватало: отдыха. Поэтому Он сотворил субботу, и вместе с ней в мир пришло понятие покоя.
Другими словами, суббота и шмита – это не просто “тайм ауты” от суеты повседневной жизни. В Торе сказано, что “человек рождается для того, чтобы трудиться” (Ийов, 5:7), а бессмысленному “отпуску” нет места в мире Творца. Он дал нам субботу и шмиту в качестве положительной силы, как время, чтобы омолодить наши души Торой и заповедями и использовать на духовность больше времени, чем мы можем позволить себе в обычный рабочий день»11.
##Объявите об этом!
Исходя из вышесказанного, Ребе призывал людей использовать год шмиты на то, на что он изначально предназначался, – всеми возможными способами увеличить изучение Торы.
Во время продолжительной беседы с выдающимися раввинами Пинхасом-Менахемом Алтером (автором книги “Пней Менахем”, который впоследствии стал Гурским Ребе) и Менаше Кляйном Ребе призвал их издать декларацию с призывом увеличить изучение Торы в течение предстоящего года шмиты.
«Вы можете сформулировать это как “предложение” или “хорошую идею”, – сказал Ребе, – и пообещать благословение каждому, кто это сделает. Таким образом, вы ничего никому не навязываете. Эта идея приводится во многих ранних источниках и святых книгах, это не ново…».
##Посвятите себя высшим делам
В заключение давайте взглянем на урок, который Ребе выводит из слов Торы, где описывается заповедь шмиты: “Год покоя да будет для земли, суббота Г-споду” (Ваикра, 25:4).
«Слово “покой” (шабатон) означает “остановка”. В более глубоком, духовном смысле Тора указывает, что год шмиты должен так повлиять на еврея, чтобы он остановился и отдохнул от всего земного и грубого, чтобы стал более духовным и утонченным. А это приведет его к “субботе Г-споду” – сделает его преданным Всевышнему, а не миру ложных идеалов и идей, которые, как бы красиво они ни звучали, втягивают человечество в трясину материалистического эгоизма и грубости. Только принципы Торы и заповеди, воплощенные в повседневную жизнь, ведут к истинному утончению и возвышению души. Таков путь нашего праотца Авраама, который пожертвовал своей жизнью ради этого идеала, и он передал ее своим детям. И так живет наш еврейский народ уже более 3000 лет!
Таким образом, послание года шмиты – это призыв на длительный период прекратить отдаваться земному и материальному и посвятить себя высшим делам в соответствии с Торой и заповедями. Это призыв к тому, чтобы духовность пронизывала каждый этап жизни еврея, его мысли, речи и дела, включая еду, бизнес и поведение.
Давайте прислушаемся к этому призыву и снова посвятим себя жизни, которая духовно полнее, богаче и совершеннее, когда она несет отпечаток Торы и заповедей во всем, что мы делаем, о чем говорим и думаем. С такой решимостью в сердце мы можем быть уверены, что Всевышний даст нам хороший и сладкий год».