Хазак!

В этом месяце мы завершаем чтение первой книги Торы и приступаем к изучению следующей книги – Шмот. Как известно, существует обычай во время публичного чтения свитка Торы в синагогах, после окончания очередной книги Торы, вставать и провозглашать: “Крепись, крепись и мужайся!” (хазак хазак венитхазек!).

В Талмуде (трактат Брахот, 32б) по этому поводу сказано, что в четырех случаях человек нуждается в поддержке: в изучении Торы и в молитве, в добрых делах и в работе. Например, когда Йеѓошуа сменил своего учителя Моше на посту национального лидера, Сам Г-сподь обратился к нему со словами поддержки, как сказано: “Только крепись и мужайся (хазак веэмац), чтобы бережно соблюдать всю Тору, которую завещал тебе Моше, раб Мой…”

Смена эпох – это всегда сложный период в истории нации, время испытаний, разочарований и надежд. В России тоже никак не могут расстаться со своим прошлым, и оно все время тянет назад, в серые времена застоя, а может, еще дальше – в мрачную эпоху сталинских репрессий.

Наверное, поэтому до сих пор не утихает горячая дискуссия по поводу оценки личности “вождя всех времен и народов” и его роли в истории. Не менее остро обсуждается вопрос о том, насколько уместно присутствие мавзолея с телом Ленина в самом центре столицы, на Красной площади. А ведь что-то похожее уже было в нашей истории, когда тело нашего национального вождя – Йосефа было набальзамировано и помещено в саркофаг в Египте, как сказано: “И умер Йосеф ста десяти лет, и забальзамировали его, и положили в ковчег в Египте” (Брейшит, 50:26).

Более того, этой фразой заканчивается первая книга Торы – странный и не слишком оптимистичный “итог” всей эпохи патриархов, которая закончилась с кончиной Йосефа.

Однако не все так однозначно, ведь перед своей кончиной Йосеф оставил духовное завещание, в котором предсказал будущий исход из Египта, как сказано: “И сказал Йосеф братьям своим: Вот, я умираю, но Г-сподь верно вспомнит о вас и выведет вас из страны этой в страну, о которой Он клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову”.

Йосеф пожелал быть похороненным в Египте (в отличие от своего отца Яакова, который был похоронен в родовом склепе в пещере Махпела), чтобы символически остаться со своим народом: это стало постоянным напоминанием его потомкам, что можно противостоять всем испытаниям эпохи изгнания, и одновременно стало залогом того, что в конце концов сынам Израиля удастся вырваться оттуда. Ведь Йосеф взял клятву со своих соплеменников, что, когда начнется исход, они заберут его прах с собой, как сказано: “И заклял Йосеф сынов Израиля, говоря: верно вспомнит Б-г о вас, тогда вынесите кости мои отсюда”. Недаром в книге Теилим весь еврейский народ назван “паствой Йосефа”: “Пастырь Израиля, внемли! Ведущий Йосефа, как стадо овец!”.

Когда еврейский народ, спустя две сотни лет, навсегда покидал Египет под предводительством Моше, он забрал останки Йосефа с собой, и это стало знаком окончательного Исхода из рабства, как сказано: “И забрал Моше кости Йосефа с собою, ибо заклясть – заклял он сынов Израиля, сказав: Вспомнить – вспомнит Г-сподь о вас, и тогда вынесите мой прах отсюда с собой”.