Святой гаон, раби Шнэйур Залман Барухович из Ляд (АДМУР аЗакэн, Алтэр Рэбэ), автор книг «Тания» и «Шулхан Арух аРав», основатель хасидского движения ХаБаД, восьмое поколение от МаАРаЛа из Праги, родился 18 элула 5505 (1745) года в маленьком имении, принадлежавшем его отцу р. Баруху, рядом с Лиозно (этот город принадлежал тогда Литовскому княжеству под управлением Польши). Известно, что святой Баал Шэм Тов, который тоже родился 18 элула, особенно отметил день рождения Алтэр Рэбэ, объявив ученикам, что в мир спустилась новая душа, которой предстоит открыть новый путь в служении Всевышнему. Так и случилось – прошли годы, и, когда молодой гений р. Шнейур Замана стал уже известен далеко за пределами Польской Империи, он пришёл учиться к ученику и преемнику святого Баал Шэм Това – Великому Магиду из Межерич.
Это случилось после Пэсаха 5524 (1764) года, когда Алтэр Рэбэ только исполнилось 19 лет. Великий Магид открыл ему от имени своего учителя БэШТа, что у него «новая душа из мира Ацилут», ещё ни разу не побывавшая в материальном мире, и его задача – открыть в этом мире новый путь служения Творцу – через разум (хасидут ХаБаД), исправив все появившиеся со временем ошибки во всех областях еврейской жизни – изучении Торы, молитве, шхите, софруте, микве и т.п. Именно на это намекает его имя «ШнейОр», «Два Света» – Свет Открытой Торы и Свет Тайной Торы вместе. Пробыв в Межриче полтора года, Алтэр Рэбэ вернулся домой в Витебск – и сразу стал распространять хасидское учение святого БеШТа.
Алтэр Рэбэ ещё несколько раз ездил в Межерич к своему учителю. Рэбэ упоминал (Сихат Лэйл Симхат Тора 5727) о том, что всего Алтэр Рэбэ пробыл у Магида 32 (ЛэВ – сердце) месяца. В 5530 (1770) году Алтэр Рэбэ получил от Магида указание составить Шулхан Арух, который впоследствие получил название «Шулхан Арух аРав». Когда Магид давал это указание, он встал перед Алтэр Рэбэ, положил свои святые руки ему на голову и благословил его коэнским благословлением. По всему видимому тогда же Великий Магид поручил Алтэр Рэбэ очень непростое задание – установить «хасидскую алаху» для софрута, которая соответствовала бы как мнениям мудрецов Открытого Учения (Талмуда и поским), так и мнениям мудрецов Скрытого Учения (каббалы).
Почти четыре месяца (с конца тишрэя по конец тэвэта) Алтэр Рэбэ сидел за книгами в богатой библиотеке самого Великого Магида, пока не восстановил изначальную алаху о форме букв, форме буквы «Шин» на головном тфилине, способе завязывания рэцуот тфилина (при которых создаются буквы Имени) и многое другое. Когда Алтэр Рэбэ показал плоды своей работы Магиду – то получил от него не только благословление и благодарность, но и уверение в том, что в Высших Мирах принято решение о том, что с этого самого момента необходимо писать именно таким шрифтом и делать именно такие тфилин.
В 5532 (1772) году, ещё при жизни Магида, Алтэр Рэбэ по его приказу (высказанному Магидом ещё во время первого визита Алтэр Рэбэ в Межерич как цель жизни Алтэр Рэбэ) основал новый путь служения Всевышнему – хасидут ХаБаД. Это случилось только после того, как Россия отвоевала у Польши Витебскую область (в которую входил и Лёзно). Ведь хасидут ХаБаД связан с интеллектом (сэхэл, ХаБаД) – и мог быть основан только в России, так как Польша и Волынь связаны по ряду причин с эмоциями (мидот, ХаГаТ) (Сихот 12 тамуза 5713).
Во вторник, 19 кислева 5533 (1772) года святой Магид присоединился к праотцам в Мире Истины, и был похоронен в Аниполе. Около года после этого Алтэр Рэбэ сидел вместе со своим другом, сыном Магида, раби Авраамом Малъахом, в Аниполе, рядом с могилой Учителя. Затем он уехал в Лиозно, где открыл ешиву, разделив учеников на три группы (хэдэры – классы): Хэдэр Алэф, Бэйт и Гимэл (1-ый, 2-ой и 3-ий классы).
В 5557 (1797) году Алтэр Рэбэ публикует свой монументальный труд по хасидизму – «Ликутэй Амарим» или «Книгу Средних», которую также называют «Тания» – и уже через год, в 5559 (1798) году, на следующий день после Сукота, Алтэр Рэбэ арестован царскими властями по доносу противников (митнагдим) хасидизма. Как известно, в том же году, 19 кислева, он вышел на свободу полностью оправданным. Но митнагдим не успокаивались, и через два года, в 5561 (1800) году, на следующий день после Сукота, Алтэр Рэбэ по приказу прибывает в Петербург, где был посажен под домашний арест. В том же году, 11 мэнахэм ава, после смерти царя Павла Первого, новый император Александр первым указом подписывает помилование, но с условием, что Алтэр Рэбэ переедет в другой город. Тогда Алтэр Рэбэ и поселился в местечке Ляды Могилёвской губернии.
Когда Наполеон Бонапард начал военные действия против Российской Империи, то, как известно, польские цадики во главе с раби Мэндэлом из Риманова хотели победы Наполеона, который обещал евреям равноправие и религиозную свободу. Он даже «восстановил» Санъэдрин (но, правда, решения мудрецов могли вступать в силу только после его согласия). Алтэр Рэбэ же поддерживал сторону Александра, говоря, что для евреев лучше медвежий антисемитизм русских, чем французская «свобода», которая приведёт только к духовному падению еврейского народа.
Интересно заметить, что в дневнике Наполеона несколько раз упоминается образ некоего старца с огненно-рыжей бородой, которого перед каждым боем видел Наполеон (как когда-то Александр Македонский видел образ Шимона Цадика) – а ведь известно, что цадик из Риманова был рыжим. И, напротив, в дневнике знаменитого антисемита императора Николая I есть такая запись: “Удивительно, что они (евреи) в 1812 году отменно верны нам были, даже помогали, где только могли, с опасностью для жизни”. Начальник III отделения, генерал-адъютант Бенкендорф (в начале войны 1812 года полковник, командир одного из первых партизанских отрядов) вспоминал: “Мы не могли нахвалиться усердием и привязанностью, которые выказывали нам евреи”. Генерал от инфантерии граф Милорадович тоже был в восторге от евреев: “Эти люди самые преданные слуги государя, без них мы не победили бы Наполеона, и я не был бы украшен орденами за войну 1812 года”.
Как известно, в конце мэнахэм ава 5572 (1812) года, когда Наполеон подходил к Лядам, Алтэр Рэбэ вместе с семьёй и многочисленными хасидами покинул город, отступая в глубь Российской Империи. Кстати, гениальный хасид р. Залман Лэйб Эстулин рассказывал, что время второй Мировой войны хасиды подметили, что фашисты терпели особенное поражение именно на том отрезке пути, который проделал много лет назад Алтэр Рэбэ, отступая от войск Наполеона. А в городах и весях, где Алтэр Рэбэ оставался на ночь – фашисты всегда были наголову разбиты, даже если их силы во много раз превышали советские.
После победоносной для России битве при Бородино, Алтэр Рэбэ повернул повозки обратно в Ляды. Но, возвращаясь домой, 12 тэйвэта 5573 (1812) года Алтэр Рэбэ прибыл в деревню Пена (Курская область), где сильно заболел, и на исходе субботы 24 тэйвэта 5573 (1812) года, сделав авдалу, Алтэр Рэбэ присоединился к святым праотцам в Мире Истины. Так как в Пене не было еврейского кладбища, то его святое тело перевезли в город Гадяч Полтавской области, где он был и похоронен.
Алтэр Рэбэ обновил десять постановлений (таканот), как в своё время Эзра аСофэр, и сочинил десять мелодий (нигуним), связанных с ними на Небесах. Любой хасид, придерживающийся пути хасидута ХаБаД, который проложил Алтэр Рэбэ, должен бережно охранять эти постановления. Некоторые из них, слава Б-гу, исполняются наилучшим способом (мэадрин мин амэадрин) – и без них немыслимо называть себя любавическим хасидом. Например постановление Алтэр Рэбэ о порядке (нусахе) молитвы, тёплой миквы для женщин (а так же более позднее постановление Рэбэ РаШаБа о микве «бор ал габэй бор»), шхиты только заточенными с обоих сторон ножами «мэлуташим» (даже на то, чтобы шохэт был хасидом – так называемая «шхитат любавич» – обращается огромное внимание), и т.д. и т.п. Но есть вещи, на которые почему-то не обращают особого внимания – хотя они такие же «таканот» Алтэр Рэбэ. Среди них особенно можно выделить постановление о форме букв (так называемый «ктав ХаБаД») и изучение Талмуда, каким он был напечатан по указанию Алтэр Рэбэ в типографии святых братьев Шапиро в Славуте («цурат адаф»).