Я часто пишу о еврейском воспитании? Да, так считают некоторые мои читатели. Потому в последнее время мне задают вполне логичный вопрос, зачем столько времени я уделяю одной теме? Ведь, казалось бы, главные мысли на этот счет изложены и можно поговорить о чем-то другом.
Но дело в том, что я сознательно не спешу менять тему разговора с моим читателям. Ведь именно тогда, когда я пишу для бухарских евреев в «Меноре» на темы еврейского воспитания, я чувствую, что исполняю важную миссию. Во имя этой миссии, а не потому, что мне нечем заняться в редкие минуты отдыха, и появляются мои статьи на страницах газеты Всемирного Конгресса бухарских евреев.
Как известно, бухарские евреи разбросаны по всему миру. Помимо Ор-Иегуды, Тель-Кабира, Рамле и Кирьят-Малахи, где компактно живут наши люди, десятки тысяч бухарских евреев проживают в Германии, Австралии, Канаде, США и России. И именно будущее бухарских евреев за границами Израиля беспокоит меня больше всего. Как сохранить верность «иностранцев» еврейскому народу, как уберечь их от ассимиляции? Это очень непростой вопрос.
Поясню свою в мысль. Если сегодня в мире проживает около 250 000 бухарских евреев, то мы не можем себе позволить, чтобы через 50 лет их число уменьшилось. И если эта цифра, не дай Б-г, будет уменьшаться, то произойдет это, в первую очередь, за счет ассимиляции бухарских евреев, которые не живут в Израиле.
Лично я стараюсь, в миру своих возможностей, повлиять на эти процессы, поддерживаю еврейское воспитание и образование, помогаю проектам, которые направлены на сохранение нашей идентичности. Именно для этой цели я так много пишу о еврейском воспитании и забочусь о том, чтобы мои статьи переводились на русский язык. Ведь еще какое-то время, несколько ближайших лет, именно русский язык будет объединять бухарских евреев, живущих в разных странах.
*
На этой неделе я получил возможность просмотреть особый видеоролик. Это съемки свадьбы бухарских евреев в начале 50-х годов прошлого века показанная на одном из каналов французского телевидения. Свадьба снята очень красиво, ярко видны наши обычаи, танцы, песни, традиционные костюмы. Из видеоролика трудно понять это кадры настоящей свадьбы или постановочные съемки. Но, в любом случае, ясно одно – в 50-е годы прошлого века этот ролик смотрели и бухарские евреи, жившие тогда в Париже.
Из истории мы знаем, что после трагедии Холокоста многие евреи начали переселяться с место на место. Не обошла стороной эта тенденция, пусть и не в такой степени, и представителей нашей общины. После Второй Мировой войны некоторые бухарские евреи сумели эмигрировать в Израиль и США. Несколько семей бухарских евреев обосновались в Париже и Лондоне. Я не сомневаюсь, что первые годы эти бухарские евреи потратили на сохранение еврейских и бухарских традиций. Но что стало с потомками тех бухарских евреев, которые были сняты на упомянутом видео? Думаю, мы знаем ответ на тот вопрос. Они ассимилировались в окружающем их обществе и потеряли свою идентичность.
Ассимиляция не происходит сразу, ведь она не похожа на разрушительное цунами. Но не зря говорят, что капля камень точит. Сначала еврейский парень знакомится в университете с не еврейкой. Они начинают жить вместе. Мужчина постепенно отходит от еврейской веры и традиций. Их дети уже не будут носит кипу и посещать синагогу. Так, постепенно, шаг за шагом, представители нашего этноса, живущие за границей, растворяются в окружающем их народе. Этот процесс и называется ассимиляция.
*
Одну из грустных историй, которые связаны с ассимиляцией, я услышал лично. Так случилось, что я был знаком с одним из самых известных ювелиров в мире. Звали этого человека Александр Реза. У него была разнообразная, редкая и очень дорогая коллекция украшений. Некоторые специалисты считали его величайшим коллекционером драгоценных камней современности. Семья Александра покинула Россию и эмигрировала в Париж и Лондон в 1917 году.
Сколько мы были знакомы, я всегда был уверен, что Александр – еврей иранского происхождения. Но на закате своей жизни Александр вдруг признался мне, что является бухарским евреем из Самарканда и его настоящая фамилия – Элишаев. Я был поражен, услышав это признание.
К моему сожалению, Александр не стал родоначальником большой еврейской семьи, где дети и внуки с гордостью могли бы носить его настоящую еврейскую фамилию, соблюдать заповеди Торы и мицвот. Его потомки оказались потерянными для нашего народа.
*
С тех пор, как мы покинули Египет, мы сохранили себя как народ только благодаря еврейскому образованию. Несмотря на все изгнания, лишения, попытки нашего уничтожения, нам удалось выжить и обрести свою государство. Так давайте не забывать, что будущая история нашего народа целиком зависит от нашего отношения к еврейскому образованию, которое помогает нам избежать ассимиляции. Давайте не забывать, что будущая история нашей общины, всего еврейского народа целиком и полностью зависит только от нас с вами.