“Хафт мева хури”, так называется в традиции бухарских евреев праздник Ту бишват, который еврейский народ отметил в начале нынешней недели. Это время, когда мы поздравляем деревья с днем рождения. Но не только деревья.
Именно в Ту би-Шват были заложены краеугольные камни основных израильских и еврейских институтов. Краеугольный камень для Еврейского университета в Иерусалиме был заложен в Ту би-Шват в 1918 году, Технион, Израильский технологический институт, заложен в Ту би-Шват — в 1925 году, а Кнессет — в Ту би-Шват в 1949 году; это был первый Ту би-Шват после создания государства. Ту би-Шват — символ строительства Израиля.
Этот ряд примеров можно продолжать долго. Но хочется добавить в него свой, непосредственно связанный с общиной бухарских евреев. Так случилось, что двадцать лет назад первый номер газеты «The Bukharian Times» тоже вышел в канун прекрасного еврейского праздника Ту бишват. Совпадение? Если да, то очень символичное. Ведь именно газеты нашей общины, сначала «The Bukharian Times», а потом, через некоторое время, и газета «Менора» стали теми посаженными «деревьями», плоды которых объединили и обогатили духовно бухарских евреев, где бы они сегодня не проживали.
Сегодня в Америке более 100 общественных организаций, связанных с бухарскими евреями. У каждой из этих организаций разные цели и разные направления в работе. Но всех их, безусловно, связывает газета «The Bukharian Times», ставшая мостом не толь ко между этими организациями, не только между бухарскими евреями в США и во всем мире, но и между бухарскими евреями и народами Средней Азии, США, Европы и Израиля.
И вот еще важная деталь. Несмотря на интернет, социальные сети и прочие технологические прибамбасы, которые педантично наступают на бумажную прессу во всем мире, роль газеты «The Bukharian Times» с каждым годом в нашей общине возрастает. Чтобы понять этот феномен, достаточно вспомнить следующие слова в одном из выступлений главного редактора газеты Рафаэля Некталова: « Мы – бухарские евреи! Почему? Почему надо нам и нашим детям и внукам сохраниться именно в таком качестве?
Есть и те, кто стремились обозначить нас просто географически – среднеазиатские, другие по колониальному – туземные, третьи по количеству – майда миллат, четвертые – местные, пятые… Какая теперь разница, как кто обозначит мою душу? Она есть именно такая – бухарско-еврейская (хотя правильнее было бы написать бухарскоеврейская, как одно слово). Не даром так называлась газета в Нью-Йорке “Бухарско-еврейский мир».
А с другой стороны – мы и есть мир между евреями и Бухарой – нынешними Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией, Казахстаном. Мы есть и будем позиционировать себя в этом качестве особой краски индиго, как на картине удивительной и непотворимой Елены Коровай, среди большой мозаики еврейского народа, – ашкеназов и сефaрдов, йеменский и иранских, грузинских и горских евреев, ибо самодостаточны. Желаем петь и свои, родные напевы, гордимся талантливыми деятелями литературы и искусства, проводим фестивали Бухарского Шашмакома, выставляем картины Фатахова в центре Манхеттена (например, «Бухарская свекровь»!), одевать золотошвейные халаты с выбитыми на них звездами Давида и менорами и отплясывать в этом наряде бухарские танцы, , проводить юшво (поминки), жить памятью о предках, похороненных в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Чимкенте, Худжанде, Туркестане и Чарджоу, Иерусалиме и Рамле, называть в Израиле улицы с бессмертными именами Гавриэля Муллокандова, Барно Исхаковой, Бориса Наматиева, Исраэля Приева…
Идентичность – это не только гены, территория, государство, границы. Она в душе».
Мы – бухарские евреи! И поэтому даже в столице мира – Нью-Йорке вот уже 20 лет выходит газета, которая и называется «The Bukharian Times».
Леонид Елизаров