Экс-посол Израиля в России, бывший директор радио РЭКА, а ныне вице-президент фонда “Генезис” Дорит Голендер размышляет о причинах исчезновения государственного антисемитизма в России и сегодняшнем положении российских евреев.
30-летие восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР и начала двусторонних связей нашей страны с независимыми государствами, возникшими после распада советской империи, – это возможность задуматься не только о “большой политике” – нормализации и развитии межгосударственных связей наших стран, но и о том, как были связаны вместе отношение советских властей к Израилю и положение советских евреев.
Недавно мне был задан вопрос – почему евреи так массово ринулись в Израиль на рубеже 90-х годов? Мне, которая выросла в СССР, этот вопрос может показаться странным. В течение многих лет существования СССР его еврейское население подвергалось дискриминации в разных формах, а временами – и открытому преследованию по национальному признаку. Для многих советских евреев Израиль был не столько реальным государством, сколько мечтой об избавлении.
Надо сказать, что, когда советская власть доживала свои последние годы и месяцы, на фоне активизации целого ряда группировок, исповедовавших открытый антисемитизм, на Западе и в Израиле возникли опасения, что с уходом советского режима положение евреев станет хуже. Сегодня мы знаем, насколько эти страхи были необоснованными.
Созданная советской властью система дискриминации евреев рухнула навсегда еще до того, как красный флаг навсегда исчез с купола Большого Кремлевского дворца. Причин тому несколько. Прежде всего, я уверена в том, что, как и все остальные элементы официальной идеологии, государственный антисемитизм потерял всякую привлекательность для подавляющего большинства советских граждан еще до того, как с ним было покончено сверху. Евреи СССР ни на работе, ни в быту практически не отличались от своих нееврейских коллег, друзей и соседей, которые постепенно перестали понимать, почему власть дискриминирует таких же, как они, людей по пятой графе в паспорте. В каком-то смысле этот официальный антисемитизм, вместо того чтобы усиливать традиционный бытовой антисемитизм, делал его все более непопулярным.
Точно так же и советская враждебность к Израилю и усилия ассоциировать евреев с сионизмом, объявленным главным врагом социализма, имели скорее обратный эффект на большинство советских граждан. Укрепление Израиля, успешное для еврейского государства завершение крупных военных конфликтов в регионе все больше демонстрировали бессмысленность односторонней изоляции СССР и отказа от нормальных отношений с Иерусалимом. В советском фольклоре и “народном” дискурсе Израиль (и как следствие – евреи, ассоциированные с ним) начал восприниматься скорее позитивно и с юмором, нежели негативно и враждебно.
Поэтому к концу 80-х существовала база общественной готовности к нормализации как статуса евреев в СССР, так и отношений СССР и Израиля. Разумеется, этот процесс не произошел бы без усилий сначала элементов в руководстве СССР с Горбачевым во главе, а затем – первого президента РФ Бориса Ельцина и его команды. Александр Бовин, прибывший в Израиль в качестве первого посла СССР, получил официальную аккредитацию уже как первый посол Российской Федерации, и мы должны помнить его личную ключевую роль в развитии наших отношений. На официальном уровне процесс нормализации был непростым, поскольку и в Москве, и в Иерусалиме избавление от старых концепций потребовало времени. Начав с отношений в сфере культуры, двусторонние связи постепенно обросли все более значимыми проектами.
В 2005 году состоялся первый визит президента РФ в Израиль – Владимир Путин посетил Иерусалим, дав новый импульс нормализации и укреплению двусторонних отношений.
Разумеется, позитивные отношения России и Израиля вносят свой вклад в укрепление положения российских евреев. Закрепление созданных Израилем реалий в геополитическом аспекте и в борьбе за свои интересы создает у российских евреев уверенность в завтрашнем дне, а отсутствие конфликтных отношений между Россией и Израилем также способствует созданию в России атмосферы, в которой еврейская община может реализовывать свои коллективные и индивидуальные чаяния и стремления, и каждый еврей может быть евреем в той форме, которую он выбирает.
Автор – многолетний директор радиостанции РЭКА, экс-посол Израиля в России, ныне – вице-президент фонда “Генезис”
Источник: Orbita.co.il