Превратили Иерусалим в сионистскую мечту

ТАНАХ может наставлять евреев не забывать Иерусалим, но он не настаивает на том, чтобы они его посещали, а тем более в нем селились. Как же он стал домом для более чем полумиллиона евреев, а также столицей Израиля?

Эта история начинается не с первых сионистов, а с западных ученых, которые прибыли туда десятилетиями ранее. В поисках библейских сокровищ они превратили его не просто в реальное, но и желанное для путешествия и отдыха место.

Эта трансформация началась в 1863 году, когда османский султан выдал французскому сенатору Фелисьену де Сольси первую лицензию на раскопки в Иерусалиме. Ярый католик и советник французского императора Наполеона III, де Сольси раскопал к северу от Старого города саркофаг из «Гробницы царей». Он объявил, что надпись на стенке саркофага выполнена на древнем иврите, а останки принадлежат жене царя Седекии (Цидкияху).

Оба утверждения оказались неверными – язык был арамейским, а женщина похоронена гораздо позже, в римские времена, – но каменный гроб, выставленный в Лувре, произвел в Европе и США сенсацию. Поскольку в годы после публикации Дарвином книги «Происхождение видов» (в 1859 году) достоверность Священного Писания подвергалась нападкам, артефакт, якобы подтверждающий существование библейского персонажа, христиане встретили с энтузиазмом.

Раскопки также вызвали международный скандал: иерусалимские евреи раскритиковали де Сольси за то, что он попросту ограбил гробницы их предков. Такие жалобы не остановили другие европейские державы, которые поспешили украсить свои музеи предметами, связанными с Библией, даже когда они отчаянно конкурировали за влияние над разрушающейся Османской империей, этим главным в 19 веке призом в борьбе за колонии.

Новое увлечение Иерусалимом было также связано с протестантской идеей о том, что для того, чтобы обеспечить второе пришествие Иисуса, евреи должны вернуться на Святую землю. В середине 19 века подобное истолкование Священного Писания становилось все более влиятельным.

Эти протестанты – «сионисты-христиане» помогли основать Фонд исследования Палестины – британское общество, организованное в 1865 году с согласия королевы Виктории после проведения исследований Палестины в целом и Иерусалима в частности. В надежде найти гробницы царей Давида и Соломона, исчезнувшие сокровища Храма и другие артефакты, относящиеся к Ветхому Завету, Фонд направил английских офицеров на картографирование территории под Иерусалимом. Одним из самых отважных был Чарльз Уоррен, благочестивый приверженец англиканской церкви, известный тем, что для того, чтобы прорываться через заваленные проходы, он использовал порох. Эта практика нервировала арабов-мусульман, которые подозревали, что его истинная цель – взорвать «Благородное святилище», или Храмовую гору.

Археологи не нашли соломонова золота и серебра, но прорытые ими туннели привлекли широкое внимание прессы. Благодаря новым пароходным линиям и проявленному османским режимом гостеприимству, они быстро стали приманкой для европейских и американских туристов, которые начали стекаться в город. Для тысяч любопытных жителей Запада, в основном протестантов, которые могли себе это позволить, Иерусалим стал важным туристическим местом. Католические и православные святыни, прославляющие Иисуса и Марию, их отталкивали: они считали идолопоклонством. Но их привлекали раскопки Уоррена и его коллег, стремившихся отыскать свидетельства о царях и пророках Ветхого Завета.

Между тем, многие арабы-мусульмане и евреи-сефарды, проживающие в Иерусалиме, по-прежнему враждебно относились к раскопкам, которые, как они опасались, угрожали фундаментам их домов и святым местам. Однако небольшая, но растущая община евреев-ашкеназов была заинтригована раскопками. В конце 1860-х годов Уоррен пригласил группу местных ашкеназских раввинов на подземную экскурсию, и провел их вдоль опасных ям и открытых цистерн – того, что сегодня является частью комплекса туннелей Западной стены – туннеля, на сотни метров обнажающего фундамент стены под мусульманским кварталом.

«Я очень боялся, что кто-то из раввинов заблудится, – писал позже Уоррен, – но фортуна была к нам благосклонна». Даже когда на экскурсантов обрушилось несколько обломков, посетители не жаловались, писал он: «Мы пришли осмотреть достопримечательности, пара царапин и синяков их не расстроили».
Позже раввины пригласили его на специальную церемонию в синагоге, где вознесли молитвы за этого набожного христианина, который оказался одним из первых сторонников контроля евреев над Палестиной. Они даже предложили устроить подписку на публикацию его отчетов на иврите.

К 1890-м годам в Иерусалим из Америки и Европы стало стекаться все больше туристов-евреев, желавших увидеть «библейское подземелье» города, а также посетить святые места, такие как Западная стена, которую в то время именовали «Стеной плача».

Первые сторонники создания еврейских поселений в Палестине приняли это к сведению. Каменистая сельская местность с ее подавляющим мусульманским большинством, казалось бы, была не слишком привлекательна, но библейская слава города в сочетании с конкретными открытиями, сделанными археологами, придали Святой земле новое очарование – романтическое и духовное.

Во время своего единственного визита в город, где в 1898 году он встречался с немецким кайзером, сочетание «бесчеловечности, нетерпимости и грязи» в «зловонных переулках» Иерусалима оттолкнуло Теодора Герцля.

Но, как и многие образованные западные люди того времени, автор «Еврейского государства» увлекался археологией, а во время своего пребывания в Египте посещал лекции на эту тему. Герцль посетил раскопки в Иерусалиме и сфотографировался у «Гробницы царей». К его ужасу, место раскопок было приобретено французским правительством. «Вот так и выходит, что люди считают, что у евреев никогда не было ничего своего собственного», – негодовал Герцль.

Но понадобился еще один скандал, чтобы убедить евреев вступить в борьбу за археологические раскопки. В 1909 году английский аристократ Монтэгю Паркер во главе группы христиан приступил к интенсивным поискам под Иерусалимом сокровищ Храма, включая Ковчег Завета. Группа продала акции компании, которая, как они надеялись, получит от продажи этих предметов на рынке искусства целое состояние. Через два года проект завершился грандиозным провалом: европейцев застали за тем, что они отбивали камень под Куполом Скалы. Это вызвало среди арабов-мусульман беспорядки и привело к политическому кризису, который потряс Британскую империю и едва не привел к падению османского правительства в Стамбуле.

До этого момента евреи оставались в стороне от поисков библейского прошлого. Но эта беспомощная попытка заняться археологией привела евреев в ярость. «В этих археологических раскопках мы должны быть самой заинтересованной стороной, и при этом мы почти ничего не делаем, и оставляем раскопки кому попало: немцам, американцам, англичанам», – жаловался в 1912 году Давид Смилянский еврейской газете, издававшейся на русском языке.

На помощь пришел парижский банкир Эдмон де Ротшильд. В районе Города Давида, на хребте к югу от городского акрополя, он купил землю. При его финансовой поддержке бывший французский военный по имени Раймон Вейль начал в 1913 году первые в Святой Земле раскопки, которыми руководили евреи.

Формально их целью было найти гробницы царей Давида и Соломона. Однако наука была на втором плане: на самом деле речь шла о гонке между европейскими евреями и христианами за то, чтобы получить в свои руки самую известную в мире святыню. Когда Хаим Вейцман, ставший впоследствии первым президентом Израиля, расспрашивал Ротшильда о раскопках, тот ясно сказал, что его целью было найти Ковчег Завета, который, по его мнению, «был там похоронен». И добавил, обращаясь к Вейцману: «К черту раскопки, главное  стать обладателями ковчега».

Как и его предшественник де Сольси, Вейль не обнаружил никаких сокровищ, а его утверждение, будто он нашел гробницы древних царей Иудеи, было позже отвергнуто большинством ученых. С началом Первой мировой войны раскопки были прерваны: все британские и французские граждане были вынуждены покинуть Иерусалим. Незадолго до этого кризиса группа европейских евреев, вдохновленная как раскопками Вейля, так и идеями сионизмом, основала Общество по возвращению древностей.

Несмотря на то, что это общество просуществовало недолго, оно положило начало Обществу изучения Израиля и стало своего рода ответом на вопрос, поставленный Смилянским в 1912 году.

После Первой мировой войны у Иерусалима появились новые хозяева – англичане, пришедшие на смену туркам. Однако это не убавило отвращения, которое светские сионисты испытывали к «этому средневековому месту, наполненному суевериями», плохо подходящим для столицы современного социалистического государства. («Я бы не взял Старый город, даже если бы мне отдали его бесплатно», – заявил в 1930-х годах Вейцман).

И все же нельзя было отрицать силу, которые такие места раскопок, как Гробница царей и Город Давида, оказывали на евреев, посещавших город. Библейская археология представила вещественные доказательства древней связи евреев с Иерусалимом. Катастрофа и война 1948 года за Независимость укрепили эту эмоциональную привязанность к Иерусалиму.

Когда в 1967 году Восточный Иерусалим перешел под контроль Израиля, на смену археологам-христианам, в течение столетия доминировавшим в подземном пространстве города, пришли еврейские археологи. Они вели раскопки в Старом городе и его окрестностях со страстью, граничащей с национальной идеей, но фактически они просто расширяли то, что начали их предшественники. Если вы сегодня пройдете под Иерусалимом, вы обнаружите следы грубых тоннелей и переходов, сделанных теми западными христианами, которые помогли превратить Иерусалим из маленького и пыльного городка, интересного разве что паломникам, в крупный туристический центр, ставший столицей Израиля и самым спорным городом в мире.

Эндрю Лоулер, Источник: «ХаАрец», Orbita.co.il

Фото: Library of CongressCatalog: http://lccn.loc.gov/2002725016, Wikipedia Public Domain

Автор – американский журналист и автор недавно вышедшей книги «Под Иерусалимом: Погребенная история самого спорного города в мире» (The Buried History of the World’s Most Contested City)