Раввин, который изменил историю нашей общины

На прошлой неделе исполнилось 70 лет со дня ухода из жизни рава Шломо Лейб Элиэзрова. Память о рабби Элиэзрове навсегда останется в истории общины бухарских евреев. Ведь этот выдающийся посланник Ребе пять раз побывал в Узбекистане, чтобы укрепить духовность членов общины в соблюдении канонов Торы, субботы и мицвот.

Раввин Элиэзров принимал активное участие в организации кошерного питания, он приложил много усилий, чтобы свадьбы и разводы в еврейских семьях Самарканда и Бухары проходили в соответствии с правилами иудаизма и традициями нашего народа. Но главный его вклад – это его ученики, которые приняли у рава Элиэзрова духовную эстафету и, в дальнейшем, стали руководить религиозной жизнью общины.

Сегодня я с гордостью говорю о том, что мой дедушка рав Звулун Левиев был одним из членов той группы. Еще одним учеником в той группе был раввин Ихизкия Кайков, который потом стал раввином бухарских евреев в Самарканде. Я могу с уверенностью сказать, что большинство бухарских евреях, в семьях которых сохранился иудаизм даже при власти коммунистов, были так или иначе связаны с учениками рава Шломо Элиэзрова.

*

Не многие знают, но до приезда в Самарканд фамилия рава Шломо была Ашкенази. Рав Шломо поменял свою фамилию на Элиэзров, вероятно, из-за своего желания полностью сблизиться с евреями нашей общины (я хотел бы, чтобы многие бухарские евреи учились у него и не стыдились своих фамилий).

Важно помнить, что в те времена путешествия из города в город и, особенно, из страны в страну были сопряжены с серьезными трудностями. Вы не могли поехать в аэропорт, купить билет и посмотреть на цифровое табло, указывающее дату вашего вылета. На вашем пути не было удобных магазинов, больниц или поликлиник. Тогда никто и подумать не мог, что придёт время и можно будет с помощью поиска в GOOGLE увидеть на карте куда вы двигаетесь. В общем, сложность перемещения с места на место в те времена была огромной. Потому трудно подобрать слова, чтобы описать самоотверженность еврея, который тогда пять раз добирался из Хеврона в Самарканд и Бухару.  Ходит легенда, что перед своим четвертым путешествием в Среднюю Азию рабби Элиэзров попросил Ребе сжалиться над ним и не посылать его больше в такое далекое путешествие.  

Ребе тогда написал ему: «Относительно Вашей поездки в Бухару это сделать необходимо и откладывать нельзя».

Как вы догадываетесь, несмотря на огромные сложности, связанные с путешествиями в то уже далекое от нас время, рав Элиэзров остался преданным своей миссии. Ведь эту миссию на него возложил Ребе, который заботился о духовной жизни бухарских евреев.

*

Рассказывают, что когда рав Элиэзров начал требовать от резников Бухары привести процесс забоя скота в полное соответствие с требованиями иудаизма, то не все резники, мягко говоря, пришли от этого в восторг. Ведь они многие годы работали так, как считали нужным. И вдруг появляется новый раввин, который тщательно проверяет и порядок забоя, и готовность инструментов. Несколько резников почувствовали, что они могут потерять в заработке и решили принять свои меры. Они написали жалобу бухарскому эмиру, в которой говорилось, что приезжий еврей мешает их работе, а значит, наносит ущерб экономике всего эмирата.

Говорят, что Бухарский эмир решил во всем разобраться лично и вызвал рава Элиэзрова на допрос. И тогда произошло невероятное. Когда рав Элиэзров вошел в комнату, где восседал властитель Бухары, то эмир долго, изучающим взглядом смотрел на него, а потом вдруг встал со своего места, подошел к своему посетителю и сказал такие слова: «Когда я увидел ваше лицо, я был поражен тем, как эти люди осмелились выступить против вас. Сейчас я их посажу в тюрьму»…

Рав Элиэзров объяснил эмиру, что он был послан в Бухару еврейскими лидерами, с единственной целью – приобщить местных евреев к традициям иудаизма, которые включают в себя законы кошерного питания. Рав Элиэзров был благородным человеком и попросил властителя Бухары не причинять вреда доносчикам, а просто потребовать от них, чтобы они подчинялись постановлениям рава.

Казалось бы, проблема решена. Но некоторые из резников не смирились с новой ситуацией. Говорят, что они подсыпали яд в одно из обеденных блюд, которое было приготовлено для рава Элиэзрова. Но он, как бы повинуясь указанию свыше, дал попробовать приготовленную пищу собаке и ко всеобщему изумлению собака умерла на месте. Эта история стала известна всей стране и именно после нее рав получил титул “Баал Шем Тов Бухарский”.

Да будет благословенна память праведника.