Суббота в Любавичах

Прошлая суббота стала для меня особенной. Вместе с друзьями я встретил ее в деревне Любавичи, которая находится на западе Смоленской области, недалеко от границы с Беларусью.  

Любавичи для евреев — это не просто обычное российское село. Это место, ставшее символом самого большого хасидского движения в мире. Ведь именно по названию этого села наши Ребе стали называться Любавическими.

И вот, вместе с друзьями я приехал в Любавичи, чтобы помолиться, почтить память наших духовных учителей, подумать о вечном….

В истории деревня Любавичи впервые упоминается еще в 1654 году. Здесь, до Второй Мировой войны всегда жили евреи. Здесь жил Любавический Ребе, здесь многие годы существовал духовный центр хабадского хасидизма.  И сегодня без преувеличения можно сказать, скромная деревня Любавичи была местом, в котором тысячи хасидов Ребе черпали святость и духовную силу.

В годы Второй Мировой войны деревня была разрушена, почти 500 евреев, не успевших уйти на восток, были убиты фашистами. После чего Любавичи на много лет пришли в запустение. Но, уже в наше дни, как только у посланцев Хабада появилась возможность появиться здесь дом Ребе и двор были реконструированы.  Были также приведены в порядок могилы духовных лидеров Ребе Менахема Мендла (Цемах Цедек) и Адмора рава Шмуэля (Махараш). Я помолился на могилах наших духовных учителей и положил к их подножию брошюру «Двар Мальхут», о которой я упомянул в предыдущей своей статье, в связи с уходом из жизни рава Тувия Пелеса, да будет благословенна его память.

Важная деталь. Деревня Любавичи и сегодня находится в российской глубинке.  Но если раньше попасть сюда было довольно не просто: болота, комары, плохие дороги, то сегодня с дорогами стало полегче, благодаря чему святые могилы стали доступны и для широкой публики.

Зимой деревня Любавичи обычно занесена снегом. Снегом покрыты поля, крыши домов, святые для евреев могилы. Эта картина напоминает мне отрывок из книги «Ликутей дибур», написанной Ребе Йосефом Ицхаком (Раяц), в которой описываются те же покрытые снегом надгробия, но только более 120 лет назад.

Это было зимой 1891 года. В те дни отец раввина Йосефа Ицхака, пятого раввина Хабада, рабби Шалом Довер, тяжело заболел.  Рабби Йосеф Ицхак, его единственный сын, тогда был маленьким 11-летним мальчиком.  Ему не разрешали входить в комнату, чтобы навестить больного отца, и мальчик целыми днями плакал от горя. И тогда один из хасидов посоветовал ему помолиться на могилах своих предков, похороненных в Любавичах.

Вот как Ребе, в своей книге, описывает этот момент: «Не успел я отворить калитку и увидеть покрытые снегом могилы, как застучало мое сердце и потоки слез полились из глаз моих»…

*

Суббота, которую я провел в Любавичах, заставила меня задуматься о многих важных вещах. Ведь вот что интересно, жизнь в деревне Любавичи, по большому счету, за последние 200 лет мало изменилась. Например, вода здесь до сих пор набирается из колодцев, она мутная и не очень пригодная для питья. Здесь нет магазинов, к которым мы привыкли, не говоря уже о кафе или культурных учреждениях. Местные жители, в основном питаются картошкой, которую сами выращивают. Как и много лет назад по дворам бродят гуси, а продукты хранятся в специальных погребах. Холодильники здесь не сильно прижились, ведь перебои с электричеством в деревне – обычное дело.

Казалось бы, далекое, забытое место. Но, вдумайтесь, сколько света и тепла принесла в мир эта деревня, какую духовную силу принесли Любавичи в деле сохранения еврейского народа.  С другой стороны, немало евреев жили со всеми удобствами и 200 и 100 лет назад в таких центрах мировой цивилизации, как Париж, Лондон или Сан-Франциско. Где их потомки сегодня? Примерно 70 процентов из них вообще перестали быть евреями.

Мы знаем, почему мы потеряли часть своего народа. Дело в том, что еврей не может жить без своей общины, раввина, бэйт кнессета. Если евреи по любым причинам, отходят от общины, от исполнения заповедей, перестают заниматься Торой, то их потомки, скорее всего, перестают быть евреями.

Еврей остается евреем только если он связан со своей общиной, со своим народом, а значит и со Вс-вышним. И история деревни Любавичи является ярким тому свидетельством. Ведь именно это, удаленное от благ цивилизации место, стало источником духовной энергии, направленной на сохранение еврейского народа в веках. Чего нельзя сказать о многих городах, где ассимиляция уничтожает наш народ.

Мы должны и можем сделать все возможное, чтобы не ассимилироваться среди других народов. Ради наших внуков и правнуков мы должны и можем сохранить нашу религию, наши традиции и обычаи, нашу общину.

Это главный вывод, который я сделал для себя, проведя субботу в деревне Любавичи.