Свадьба святого Алтэр Рэбэ и рэбэцн Штэрны состоялась 12 ава 5520 (1760) года, и четырнадцать лет после этого у них рождались только дочери. Когда Алтэр Рэбэ приезжал к своему святому учителю Магиду из Межерич, то просил его благословения на рождение сына. Но Великий Магид только сказал ему: «Сказано (Тэилим 119:9): «БаМэ Езакэ Наар – эт Орхо» – благодаря заповеди гостеприимства заслуживают рождение мальчика».
Только после того, как в 5532 (1772) году Алтэр Рэбэ по приказу Великого Магида основал новый путь служения Всевышнему – хасидут ХаБаД (несмотря на то, что Великий Магид ещё во время первого приезда Алтэр Рэбэ рассказал ему, что это является целью его жизни, основать хасидут ХаБаД стало возможно только после того, как Россия отвоевала у Польши Витебскую область вместе с местечком Лёзна – ведь хасидут ХаБаД связан с интеллектом (сэхэл, ХаБаД) – и мог быть основан только в России, так как Польша и Волынь связаны по ряду причин с эмоциями (мидот, ХаГаТ) – см. Сихот 5709, стр. 293 и Сиху 12 тамуза 5713), во время ехидута Алтэр Рэбэ у Великого Магида, переехавшего тогда в Аниполь, в воскресенье, 17 кислева 5533 года, святой Магид сказал ему: «В последние три дня до возвращения долга (Всевышнему) – смерти – человек видит только речение Творца, оживляющее материю, ведь речение Творца является сутью материи». В ту ночь Магид объяснил Алтэр Рэбэ порядок проведения «Охранной ночи» (Лэйл Шимурим), что перед днём обрезания ребёнка. Затем Магид спросил его, почему он не спрашивает о порядке проведения «Шалом бэн захар» (субботы перед обрезанием). Алтэр Рэбэ ответил, что чувствует, что святые слова его учителя проистекают сверху (Итарута дэлэЭйла) – роса, капающая из «Атика Кадиша». Магид кивнул головой в знак согласия, и рассказал о порядке проведения обрезания и «Шалом бэн захар», а потом добавил: «Хазон Овадъя – слжащий Б-гу видит – у тебя родится сын, и назовёшь его моим именем. В Лэйл Шимурим перед днём обрезания твоего сына ты вспомнишь всё, что я сказал тебе этой ночью». Через три дня, во вторник, 19 кислева 5533 (1772) года святой Магид присоединился к праотцам в Мире Истины, и был похоронен в Аниполе.
Через год, в среду, 9 кислева 5534 (1773) года, у Алтэр Рэбэ родился сын. Всё, что предписал ему его учитель касательно рождения сына, он выполнил вместе со своими друзьями святыми р. Мэнахэм Мэндэлом из Витебска и р. Авраамом аКоэном из Калиска. Перед родами Алтэр Рэбэ передал роженице кусок ткани, приказав именно в него укутать ребёнка после родов (то же самое он потом сделал и во время родов внука – Рэбэ Цэмах Цэдэка). Во время брита, состоявшегося на восьмой день, в среду 16 кислева, Алтэр Рэбэ назвал сына именем своего учителя – ДовБэр, и сразу после праздничной трапезы в честь обрезания уехал вместе с друзьями в Городок (где тогда жил святой р. Мэнахэм Мэндл из Витебска), где собиралось всё «Святое Братство» учеников Великого Магида на первый ЁрЦайт своего учителя, выпавшего в том году на шабат Ваишлах.
В 5557 (1797) году Алтэр Рэбэ публикует свой монументальный труд по хасидизму – «Ликутэй Амарим» или «Книгу Средних» (ספר של בנונים), которую называют «Тания», и через год, на следующий день после Сукота 5559 (1798) года, Алтэр Рэбэ арестован царскими властями по доносу противников (митнагдим) хасидизма. Вместе с ним были арестованы его сын Митэлэр Рэбэ и ученик р. Аарон аЛэви из Староселья. В том же 5559 (1798) году, 19 кислева, Алтэр Рэбэ вышел на свободу.
В 5560 (1800) году в Лиозну по указанию императора Павла I прибыл с инспекцией престарелый поэт-антисемит Державин. Обвинив евреев в русском пьянстве, он запретил все еврейские винокуренные заводики, лишив пропитания много еврейских семей. Державин встречался и с Алтэр Рэбэ. Разговор был не из приятных… и после его отбытия в Петербург, на следующий день после Сукота, Алтэр Рэбэ по приказу прибывает в Петербург. В том же году, 11 ава, он был освобождён, но с условием, что переедет в Ляды (Могилёвская губерния). В конце мэнахэм ава 5572 (1812) года, отступая вглубь страны от наступающих войск Наполеона, Алтэр Рэбэ вместе с семьёй и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12 тэвэта 5573 (1812) года Алтэр Рэбэ прибыл в деревню Пена (Курская область), и на исходе субботы 24 тэвэта 5572 (1812) года, сделав авдалу, Алтэр Рэбэ присоединился к святым праотцам в Мире Истины. Похоронен в городе Гадяч (Полтавская область).
Хасидизм ХаБаД возглавил его сын, Митэлэр Рэбэ, переехав в местечко Любавичи — деревню в Смоленской области России, в Руднянском районе (в западной части области у реки Малая Березина). С тех пор у хасидов ХаБаД появилось новое имя – «любавичские хасиды».
Среди хасидов говорят, что Митэлэр Рэбэ символизирует сфиру Бина (Алтэр Рэбэ – Хохма, а Цэмах Цэдэк – Даат), так как говорил и писал очень много хасидута. Говорили, что если бы он порезался, то вместо крови потёк бы хасидут. Утверждали, что он заговорил своё перо (ашбаат кулмос) – так как писал так быстро, что обычному человеку это было бы невозможно. «Шаарэй Тшува», «Ликутэй Биурим», «Тоар Ор», «Дэрэх Хаим», «Покэах Иврим», «Атэрэт Рош», «Имрэй Бина», «Шаар аИхуд», «Шаар аЭмуна», «Торат Хаим», «Июн Тфила», «Шаарэй Ора», «Кунтрас аИтпаалут», «Пэруш аМилот», «Биурэй аЗоар», около 20 томов Маамаров на Тору – и это ещё не все книги, написанные его святой рукой.
Как и отца, его арестовали по доносу миснагдим за то, что он собирал деньги на поддержание евреев в Святой Земле. 28 тишрэя 5587 (1826) года он был арестован в Витебске и 10 кислева 5587 (1827) года он был полностью оправдан и освобождён. Известие об освобождение пришло за день до этого, 9 кислева (в том году это была суббота), в день рождения Митэлэр Рэбэ, в тот момент, когда он говорил маамар «Ата Эхад». В тот момент Митэлэр Рэбэ прервался и сказал: «Ша, пну мокойм – дэр татэ из до…» (Тихо, освободите место – здесь папа).
Задолго до своего ухода из этого мира Митэлэр Рэбэ говорил, что он опасается 5588 года, так как на Небесах есть несколько нехороших судебных постановлений на этот год. Как-то он сказал: «Моему отцу было 54 года, когда его арестовали во второй раз в Петербурге, и ему с Небес предложили выбор – или страдания, или уход из этого мира. Он выбрал страдания, оставив мне, по видимому, второй вариант…» (так и случилось – Митэлэр Рэбэ ушёл из этого мира в 54 года).
Рош аШана и Ём Кипур 5588 (1827) года Митэлэр Рэбэ провёл в Гадяче, около могилы своего отца. Тогда он сказал хасидам: «Добился я от папы, чтобы он освободил меня он раввинской должности…». Хасиды тогда решили, что Митэлэр Рэбэ хочет уехать в Святую Землю, и спросили – на кого он их оставит? Митэлэр Рэбэ ответил: «Ведь с вами остаётся мой зять (Цэмах Цэдэк) – он будет для вас «верным пастухом» (так Всевышний в Торе называет Мошэ Рабэйну)».
После праздников, на обратном пути из Гадяча в Любавичи, Митэлэр Рэбэ сильно заболел и вынужден был остановиться в городке Нежин. Врачи сказали, что его болезнь уже неизлечима – но всё равно запретили говорить хасидут перед хасидами, утверждая, что это приблизит смерть. Митэлэр рэбэ сказал им на это: «Это своим запретом вы укоротили мне жизнь…». Болезнь усиливалась изо дня в день – когда к телу Рэбэ прикасались, то он падал в обморок – и так до месяца кислев, когда в его святом теле почти не видно было дыхания жизни. Но днём 8 кислева Митэлэр Рэбэ вдруг нашёл в себе силы и просил принести ему бумагу, чтобы написать хасидское пояснение к празднику Ханука – но затем отложил перо и сказал: «Весь мир в горести – а я буду радоваться?!» – и он приказал хасидам выпить «лэхаим» и танцевать. Ночью на среду 9 кислева он много раз падал в обморок и врачи с трудом выводили его из этого состояния. Из последнего же обморока они никак не могли его вывести – и пригласили «Похоронное Братство». Среди хасидов поднялся плач и крик – нашлись хасиды, которые подошли к постели и сказали: «Зачем Рэбэ пугает нас – неужели Вы не слышите крик в доме?!». Вдруг Митэлэр Рэбэ открыл глаза и сказал: «Просто я услышал голос, говорящий: «Что нужно такой душе в этом мире?» – и тут же приказал переодеть его во всё белое, приказав хасидам радоваться и плясать в это время – так как «веселье услащает судебные постановления». Увидев, что лицо Рэбэ запылало и он готовится сказать маамар, хасиды подняли такой весёлый шум, что постороннему могло показаться, что тут празднуют свадьбу – да и Рэбэ во всём бело выглядел как жених. Все были уверены, что опасность полностью миновала, Рэбэ выздоровел и всё пойдёт как прежде – такое огромное изменение произошло в состоянии Рэбэ.
Под утро Митэлэр Рэбэ с большим воодушевлением начал говорить маамар хасидут на предложение «За Б-гом стремитесь», и несколько раз прерывался, спрашивая – взошло ли солнце? За несколько минут до восхода Митэлэр Рэбэ сказал (Тэилим 36:10): «Ки Имха Мэкор Хаим… мэХаей аХаим» – и его святая душа тут же покинула этот мир. В тот же день он был похоронен на Нежинском еврейском кладбище – и веселье первого Хаг аГэула 10 кислева превратилось в горесть и плач среди хасидов.