«Беременный год»

В эти дни наступает месяц, о котором сказано (Мишна, трактат Таанит, 4:6): «С наступлением месяца адар мы приумножаем веселье!». Но в этом году ситуация не совсем обычная: ведь у нас целых два адара! Это связано с тем, что солнечный год (365 дней и 6 часов) превышает по длительности лунный год (254 дня и 8 часов) примерно на 11 дней. А это в свою очередь связано с тем, что в свое время Творец создал «два великих светила» (меорот), но потом одно из них – Луну, уменьшил, превратив в «малое светило» (ѓамаор ѓакатан). Это привело не только к тому, что луна светит заметно слабее, чем солнце, но и к другим ограничениям, например, к тому, что луна зрительно меняет свою форму, то «растет», то «стареет». В результате, в течение трех лет набегает целый «лишний» месяц, и чтобы компенсировать это расхождение, наши мудрецы постановили примерно раз в три года (точнее: 7 раз за 19 лет) добавлять еще один месяц в еврейский календарь1. Такой год называется «високосным» или «беременным» (шана меуберет), т. е. обремененным дополнительным месяцем. Интересно, что этим дополнительным месяцем является не второй адар (как можно было бы подумать), а именно первый. Это связано с тем, что по мнению мудрецов, логичней, если два праздника Пурим и Песах, которые связаны с «чудом спасения» (йемей нисим), когда мы празднуем свое спасение от врагов, – располагались бы «рядом» в календаре, т. е. следовали один за другим, без дополнительного перерыва.

##Царское слово

Таким образом, в этом месяце нам предоставляется возможность исправить и частично компенсировать тот ущерб, который возник в самом начале сотворения мира, когда Всевышний «уменьшил луну». К тому же, еврейский народ ведет отсчет календарного времени «по луне», и более того – сам сравнивается с изменчивой луной. И конечно же, это «исправление» достигается прежде всего весельем, как сказано: «Наступает месяц адар – приумножаем веселье». Ведь месяц адар характеризуется тем, что все, в том числе и неприятности, если постараться, обязательно «оборачиваются к лучшему», как это произошло во время событий Пурим (Эстер, 9:22): «Месяц, который обратился для них из печали – в радость, а из скорби – в праздник». В результате, тот же самый царь Ахашверош (символизирующий в свитке Эстер Самого Творца этого мира), который вначале отдал еврейский народ на растерзание злодею Ѓаману, заявив: «А с этим народом (евреями), ты поступи, как тебе угодно» (Эстер, 3:11), потом сказал то же самое, но уже Мордехаю и царице Эстер: «А вы напишите о евреях то, что вам угодно» (Эстер, 8:8). Мы верим, что наш Царь – Всевышний, и наш «Мордехай» – глава нашего поколения – Ребе, напишут «в Книге», как «им угодно»: чтобы к нам пришел Машиах, а вместе с ним и окончательное Избавление в этот радостный месяц, как это уже было не один раз!

##Ничтожно малая величина

В математике существует понятие «ничтожно малая величина», которой в некоторых случаях можно просто пренебречь. Как уже было сказано, нам вовсе не обязательно ждать Пурима, чтобы начать веселиться. Напротив, мы можем начинать с самых первых дней первого месяца адар, а «по большому счету», начиная уже с предыдущей субботы (шабат меворхим), когда мы благословляли наступающий месяц. Интересно, что два адара, с учетом (двух дней рош-ходеш) в общей сложности составляют ровно 60 дней, а мы знаем, что во многих случаях некашерная составляющая, если она меньше 1/60 от общего объема, самоустраняется: «батель бешишим», т. е. ею можно просто пренебречь (конечно, при определенных условиях)2. Более того, в этом случае она как будто «растворяется» в общем объеме и приобретает «кашерный» статус (хотя запрещено так делать специально). Поэтому мы желаем, чтобы все наши невзгоды «самоустранились», как «ничтожно малая примесь» в «общем объеме» этих радостных 60 дней, и стали только дополнительным поводом для радости и веселья!

* * *

Да, когда возвращаешься с хасидского фарбренгена – и не такое бывает!

Тем более, что наступил адар, когда, бывает, все переворачивается, а нам положено приумножать веселье!

В связи с этим – анекдот «в тему»:

– Доктор! Что бы мне такое принять, чтоб хотя бы раз в неделю у меня было чувство полного спокойствия и умиротворения?

– Ну, даже не знаю, голубчик… Может быть, стоит принять иудаизм!