Его называли бухарско-еврейским Репиным

Если вы родом из Ташкента или Самарканда, то, конечно, знаете, кто такой Ёсефхай Елизаров. Человек редчайшего художест­венного таланта, он имел неординарную внешность. Высокий, c коп­ной густых каштановых волос, обрамляющих его чуть продолговатое лицо, он производил впечатление солидного человека. Глаза художни­ка, внимательные, чуть c прищуром, казалось, были всегда готовы в следующую минуту вспыхнуть вдохновенным огнем и воссоздать ваш образ на холсте.

Сегодня уже ни y кого не вызывает сомнения, что Елизаров вписал свою неповторимую страницу в историю развития портретной живо­писи и, пожалуй, не только Узбекистана. Им создано более ста поло­тен, значительная часть которых – портреты. Будучи учеником выдаю­щихся мастеров-живописцев П. Бенькова (Самарканд), C. Герасимова и И. Грабаря (Москва), Ёсефхай Елизаров, тем не менее, сумел сохранить художественное видение, смелость и неповторимость своего таланта. Наверное, поэтому и была так нелегка его судьба, тернист путь к запоздалому признанию. Только спустя годы после смерти, улица, где родился Елизаров, была названа его именем. Теперь там висит мемориальная доска, возведен бюст на могиле художника. А его картины хранятся в Третьяковской галерее, в музеях Ташкента и Самарканда.

Но близкие художнику люди помнят иные времена, когда Мастер испытывал нужду, когда, рискуя многим, a может, и жизнью, отказал­ся от мазни портретов вождя, что не хлеб насущный был целью его жизни, a мучительный поиск своего места в искусстве, своего стиля и почерка, единственного верного штриха, ради которого стоило жить и творить…

B трудах и творческих исканиях рождались серии его полотен: “Портрет отца” (1955 г.), “Портрет народного артиста СССР Шукура Бурханова” (1957), “Борьба вечна” (портрет Хамзы 1972), “Портрет Айбека” (1957) и другие. Одним из первых художник запечатлел на своем холсте писателя Садриддина Айни.

Ёсефхай Елизаров писал людей разных профессий и социального, и культурного уровня. Но их всех объединяла незаурядность, богатство духовного мира. Именно в портретной живописи, как в зеркале, про­явилась художественно-эстетическая сущность Елизарова, сложив­шаяся под воздействием лучших образцов русской и западноевропей­ской культуры, носителями которых были его учителя из Суриковской Академии, которую блестяще закончил художник.

Ёсефхай был мастером детали. Особенно он искусно выписывал ру­ки и глаза. Кажется, еще секунда и они оживут… Большое внимание он уделял и деталям интерьера, обстановки, призванных раскрыть не сиюминутное состояние героя, a его сущностный мир, цельность и глубину его натуры.

Художественная палитра Елизарова очень разнообразна. Напри­мер, он часто использовал возможности объемной живописи. Так, ху­дожника P. Тимурова, который последние годы возглавлял Союз Ху­дожников Самарканда и по праву считал себя учеником Мастера, он запечатлел дважды: в 1954 и 1958 годах. Фоном картин послужили руины Бибиханым. Тем самым Елизаров подчёркивал приверженность своего друга к теме самаркандской старины. Кстати, сам Ёсефхай Елизаров был настолько предан Самарканду, Средней Азии, что по­жертвовал своей московской семьей и переехал жить поначалу в Са­марканд, a затем в Ташкент.

Он был бесконечно влюблен в узкие кривые улочки Самарканда, ведущие к Шахи-зинда, к многоголосому, сочному знаменитому ба­зару, где он мог чуть ли не сутками простаивать за эскизами, которые позже пригодятся ему для создания пейзажной серии.

B 1957 году он написал картину, которая называлась просто и неза­мысловато: “Групповой портрет деятелей культуры Узбекистана”. Над ней он работал многие годы. Я была y истоков создания этого своеоб­разного шедевра. Писал он вдохновенно, без сна и отдыха. Словно бо­ясь не успеть закончить, торопил время. Доставалось и мне. B платье Саодат Кабуловой я позировала часами, а мастер тщательно выписы­вал каждую складочку ниспадающего бархата. По мнению специали­стов, “картина удалась, в ней проявилась высокая живописная культу­ра и колористическое дарование художника Елизарова”. Потом, спустя годы, я поняла, почему основное место в его творчестве занимали ху­дожники, поэты, композиторы. Будучи человеком незаурядного талан­та, он чтил людей искусства и считал гражданским долгом увековечить их обрaзы. Как в «Пирке-Аводе»: “Если не я, то кто?”

Елизаров гордился своей принадлежностью к бухарским евреям и высоко чтил деятелей культуры из этой среды. Был близким другом C. Юдакова и M. Левиева. B 1960 году он пишет “Портрет Барно Исхаковой”, народной артистки Таджикистана; через пять лет – “Портрет художника M. Калонтарова” и “Портрет певицы Б. Давыдовой”, a в 1970-м  -создает “Портрет поэта Ю. Кураева”. B портретной живописи Мастера отчетливо отражена нравственно-этическая позиция худож­ника. Особенно это проявилось в его последних работах. Его карти­ны: “Моя дочь Роза” (позже трагически погибшая), “Автопортрет”, “Пушкин”, “Пушкин и Гоголь” несут на себе печать зрелого мастерст­ва, нарастающей экспрессии в трактовке портретных образов.

Ему принадлежат также многие сюжетные картины, пейзажи, на­тюрморты. B них чувствуется большая свобода в выборе мотивов, форм, цвета.

Многие годы Ё. Елизаров, будучи кандидатом наук, доцентом, возглавлял кафедру живописи в Ташкентском педагогическом институте имени Низами. Это давало ему возможность отдавать знания и опыт своим ученикам. Начиная c 50-x годов художник был непременным участником многих республиканских и всесоюзных выставок. Ряд его работ экспонировались за рубежом. Первая, к сожалению, уже посмертная персональная выставка демонстрировалась в Ташкенте и Самарканде в 1980 году и прошла под знаком признания его яркого та­ланта.

Прошло около полувека co дня смерти замечательного худож­ника, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Ё. Елизарова. Время не отдалило от нас значимость его прекрасных полотен. Истинное искус­ство не имеет временных границ.

Его супруга Рая живёт вместе с дочерью в Атланте, а сын Соломон, тоже художник – в Израиле. В Узбекистане свято хранят память об этом замечательном художнике: в Самарканде и Ташкенте неоднократно проводились персональные выставки его картин. И хотя его картины, к сожалению, сейчас разбросаны по всему миру, выставки стали встречей c настоящим искусством, a имя его творца – нашей национальной гордостью.

Рена Елизарова, собкор «Меноры» в США

Фото из архива