Худжанд

     Худжанд – древний город. В 13 веке был завоеван монголами. С 16 века Худжанд относился к Бухарскому ханству, затем к Кокандскому ханству (1802), а с 1842 года – вновь к Бухарскому эмирату. В 1866 году Россия захватила город и позже включила в Самаркандскую область Туркестанского края Российской империи. В 1918 году Худжанд относился к Туркестанской автономной республике России, в 1924 году включен в Узбекскую ССР, а с 1929 года – в Таджикскую ССР.

     Первые евреи прибыли в Худжанд из Бухары и Шахрисабза. Они были приглашены правителем города для производства и крашения тканей. По  приказу  эмира Бухары несколько  евреев  были  направлены  в Худжанд.  Они  открыли  мастерские  по  окраске  пряжи  в  синий  цвет  холодным  способом  «кабудгари»  в  Раззакской  и  Калаинауской  кварталах.  С 1803 по 1832 год в Худжанд переехало более 20 семей.

     По архивным данным, первыми в Худжанд  приехала  семья  Махсума  Пинхасова (1803).  Дед  Якуба Симхаева,  Симхаджон,  прибыл  из  Бухары  в  1818 году  и  поселился  в  квартале  «Бозори  хезум»  Раззакской  части  города.  Отец  Моше  Бабаева  прибыл  из Бухары  в  1828 году и поселился  в  Калаинауской  части  города.  Отцы  Сипоры  Исаковой  и  Хаима  Симхаева  прибыли в 1838 году.  Хаим Симхаев в 1882 году приобрел два двора в квартале «Болтакурган».

     Отцы Батура Аминова, Якуба Юшаева, Сипоры и Шолома  Батуровых прибыли в 1843 году из  Шахрисабза. Они купили дворы  в  кварталах  «Чакари  Ахмадхан», «Чукурчикон», «Мулло» и ларёк на базаре «Чоршанбе». Отец  Давида и  Рафаэла  Аминовых в 1843  году  также  прибыл  из  Шахрисабза  и  поселился  в  квартале  «Ахмадхан».  А  отец  Рафаэла  Алишаева  прибыл  из  Самарканда  в  1844 году  и  поселился в Калаинауской части города. Одновременно  с ним  прибыл и отец  Давида  Якубова,  поселился  он  в  квартале  «Читгаро».  Там  же  в  1848 году  поселился  отец  Моше  Нисанова  из  Шахрисабза.

    В  кварталах  «Мулло»  и  «Бозори  хезум»  поселились  отцы:  Зеннат  Мехтеровой  и  Юсуфа Аронова  (1853),  Шаламо  Аминова  (1854),  Ягуда  Яшаева (1860), Ильи  Пинхасова (1868), Исаака  Абдулахаирова (1869). Отец  Лео  Боруховой,  прибывший  из  Бухары  в  1876  году,  поселился  в  Разакской  части  города.

     В 1832 году евреи построили синагогу и основали кладбище в Худжанде. Эта синагога  основана  на  месте  сарая, приобретенного  у  Мирсидика  Мирсаидбаева. Судьба    синагоги  такова:  в  1937  году  здание  было  передано  методическому  кабинету  народного  образования,  в  1951  году  оно  было  приспособлено  под  электрическую  мельницу, а  в  1958  году на её  месте  построено  здание  «Худфонда».  В 1946 году община организовала синагогу в частном доме. Эта синагога функционировала до 1999 года.

     В 1871 году в Худжанде проживало 250 евреев, а в 1916 году – 400 (примерно 1% населения города). Раввином города был Сулейман Исхаков. В поселке Ура-Тюбечислилось всего 11 бухарских евреев, в Унджинской  волости  проживали  3 еврея,  а  в  Исфанейской – 6. Большинство мастерских по изготовлению красок принадлежало евреям. Евреи также занимались торговлей и производством  мануфактуры. При царской России в Худжанд приехали несколько семей евреев-чала, принудительно принявших ислам, чтобы вернуться в свою веру.

     Среди евреев Ходжента были  богатые предприниматели:

     Бурибой Исакбаев  имел  хлопкозаводы  в  Ходженте;  Або  Пинхасов  и Рафаэль Потелахов – в селениях Ява, Курук  и Унджи;  Б. Пинхасов, Т. Симхаев  и  Х. Симхаев  владели  мануфактурными  магазинами. По  Ходжентскому  уезду  отмечены  также  предприятия Исраэла Пинхасова (хлопкозавод), Якуба Мавашева (производство мануфактуры и торговля), Давида Якубова (производство  мануфактуры), Б. Юшбаева (торговля мануфактурой).

     Адрес-календарь 1898 года отмечает, что Исраэл Пинхасов и Бурибой Исакбаев (торговля  хлопком)  живут  в  Ташкенте,  а  Якуб  Мавашев  –  в Самарканде, и что торговля мануфактурой в Ходженте была сконцентрирована главным образом на Пайшанбинском базаре. 

     В 1915 году уездный начальник Худжанда отправляет рапорт на имя военного губернатора Самаркандской области, где в частности сообщает: «Бухарские евреи занимаются главным образом торговлей мануфактурой, которую они получают от фирм. Этот товар идет  в продажу исключительно туземному (местному) населению за наличный расчет и в кредит по формальным письменным обязательствам и договорам или же по домашним договорам, где залогом служит домашний скот, посевы хлебных злаков и другие ценности…». 

     На фронтах Великой отечественной войны (1941-1945) погибло 70 евреев, призванных из Худжанда. В память о погибших на еврейском кладбище города установлен мемориал с их именами (на фото). В 1979 году в Худжанде  проживало  726  евреев. По переписи 1989 года в Худжанде было 614 евреев. Долгое время председателем общины был Элезер Бадалов. Ныне евреев в городе нет.

     Еврейское кладбище Худжанда основано в 1830-е годы. В советское время оно было расширено за счет земли, принадлежащей колхозу. Площадь кладбища составляет 2 гектара. На кладбище более 500 могил, в том числе ашкеназских евреев. Фонд «Таджикистан», созданный в Нью-Йорке бухарскими евреями, занимается благоустройством еврейского кладбища Худжанда.

Маркиэл Фазылов