Каттакурган

     Каттакурган – город в Самаркандской области с населением 75 тысяч человек. Каттакурган основан во второй половине 17 века на берегу реки Заравшан в составе Бухарского ханства. В 1868 году город завоеван Россией и включен в Туркестанский край Российской империи.

     Евреи поселились в Каттакургане в начале 19 века. Первые переселенцы были из Бухары: Файзаковы, Акбашевы, Каттаевы составили ядро еврейской общины города. Они организовали микву и построили синагогу. Согласно свидетельству Н. Ханыкова в книге «Описание Бухарского ханства» (1843), в Каттакургане в 1841 году евреи уже проживали в своем квартале.  А. Вамбери, посетивший в 1863 году Мирбазар и Каттакурган, отметил: «Каттакурган защищен высокими стенами и глубокими ямами, через него никто не мог пройти. Ограждение связано с войнами между Бухарским и Кокандским ханствами».

     К 1868 году в квартале было 40 семей. 2 июня 1868 года русские войска захватили  Каттакурган. В это время отряды народного ополчения атаковали русский гарнизон в Самарканде. 8 июня в Самарканд возвратились генералы К. Кауфман и А. Абрамов, которые отбили нападение и жестоко расправились с повстанцами. Оставшаяся часть войск эмира была разгромлена на Зирабулакских высотах. Россия объявила Каттакурган своим пограничным городом.

     В 1869 году главным мусульманским судьей (кози) Каттакургана был  назначен мулло Фозил, который практиковал физические наказания, в том числе,  в отношении евреев. После жалобы населения на имя  генерала  А. Абрамова, он написал ответное письмо: «К. Кауфман поручил мне следить за шариатом и докладывать начальнику уезда… Он сказал: кроме смертного наказания и отсечения рук, ног и прочего, ты по шариату можешь делать всё».

     По данным В. Радлова, в 1872 году в Каттакургане было 221 евреев. Первую русско-туземную школу (1886) в городе окончили 28 чел. Среди них было половина евреев. После строительства железной дороги (1888) численность евреев в городе увеличилась. По переписи 1893 года, в городе проживало 645 евреев. В 1900 году Россия разрешила евреям Бухарского эмирата поселяться в пограничных городах, в том числе и в Каттакургане. В 1908 году в городе проживало 1100 евреев.

     Несмотря на мирное соглашение  России с эмиром Бухары, согласно которому евреи Туркестанского края могли приезжать и выезжать из Бухары, а также свободно заниматься торговлей, они иногда подвергались произволу Бухарских властей. Об этом свидетельствует письмо Российского Политического Агента в Кагане (посольство России в Бухаре), направленное на имя кушбеги (министр при дворе эмира):

     «28 сентября 1900 года по распоряжению раиса был избит житель Каттакургана еврей Нисим Катанов за то, что  он был одет не в установленной для евреев одежде. Попрошу Вас, достопочтенный диванбеги (прим.: управляющий канцелярией эмира), безотлагательно расследовать это дело самоуправства по отношению к русскому поданному, допросить раиса, а людей, которые исполняли его противозаконное распоряжение, прислать для допроса в Политическое Агентство. Результаты расследования прошу сообщить мне в скорейшем времени для дальнейшего направления  дела».

     В 1916 году, когда продолжалась 1-я мировая война, 1040 мужчин – жителей Каттакургана призвали в трудовую армию. Они работали в Минской губернии, позже из них 250 чел. работали в г. Коломна под Москвой. Это привело к возмущению мусульманского населения. Началось национальное движение против русского правления. Но вскоре произошли революционные события 1917 года, в результате которого против новой власти большевиков выступали отряды «басмачей». Еврейские погромы, имевшие место в городах Средней Азии в 1918 году, коснулись, хоть и незначительно, также общину Каттакургана. Во время погрома в Кармина (1918) несколько еврейских семей переехало в Каттакурган.

     Среди евреев Каттакургана были известные промышленники, купцы и раввины. В 1909 году в Самаркандской области было зарегистрировано 568 бухарско-подданных евреев, получивших торговые и промысловые свидетельства. Из них 120 свидетельств выдано в Каттакургане. Купцами 1-й гильдии Каттакургана были: Амин Абрамов (Кобули), Хизкия Рыбаков, Шалом Давыдов, Хаим Акбашев и др. По данным 1909 года купцами 2-й гильдии числились: Аронов Борух, Алишаев Ибрагим, Алишаев Юсуф, Ильяев Якуб, Исхаков Давид, Мататов Юсуф, Мавашев Давид, Пинхасов Мурдахай, Симхаев Леви, Шломо Таджер.

     В 1900 году «Потелаховское торгово-промышленное товарищество на паях» (Коканд) открыло отделение в Каттакургане. В 1903 году торговый дом «ЮМА» (Самарканд) братьев Фузайловых приобрел в Каттакургане маслозавод, принадлежавший инженеру Юговичу.

     В 1930-е годы в Узбекистане создавались еврейские колхозы. Многие евреи Каттакургана работали в колхозе «Михнат» в соседнем городе Пайшанбе. В то же время богатые евреи переезжали в другие города. В период нелегальной репатриации (1922-1939) часть перебралась на историческую родину.

     Во время войны (1941–1945) Каттакурган принял много беженцев, в том числе ашкеназских евреев. Сюда временно перенесены Краснодарский химико-технологический институт и Харьковский сельскохозяйственный институт. Более 60 евреев Каттакургана погибли на фронтах Великой отечественной войны. Их имена увековечены на мраморной плите, установленной на еврейском кладбище.

     Знаменитую стройку века – Каттакурганское водохранилище начали возводить до войны, но не успели. С 1946 по 1950 годы плотина была готова. Начальником строительства был назначен бывший министр юстиции Узбекистана Абрам Абдурахманов.

     После войны многие евреи работали в сфере народного образования. Религиозная жизнь общины была сконцентрирована вокруг синагоги. При советской власти синагога была конфискована. Она действовала в частных домах. Новая синагога официально открылась в 1972 году в купленном общиной доме по ул. К. Маркса, 10.

     В 1990-е годы практически все евреи Каттакургана переехали в Израиль и США. Выходцы из Каттакургана, проживающие в Нью-Йорке, создали фонд «Каттакурган» для благоустройства еврейского кладбища. Много труда в его благоустройство вложили Борис Мататов, Абраш Мататов, Есеф Хияев, Гавриэль Шаломов, Рахмин Мататов, Арон Катаев и другие. На кладбище, площадью 3 гектара, более 1000 могил (около 100 могил ашкеназских евреев).

Маркиэл Фазылов

На фото: бывший дом купца Хаима Акбашева