Тора повествует нам, что учитель наш, Моше, поднялся на гору Синая, с целью получить Учение для всего народа. Исчезая в тумане, он предупредил: «Вернусь через сорок ночей и сорок дней». Народ Израиля, сдерживая нетерпение, ожидал возвращения учителя и начала нового Служения. Однако, в продолжении рассказывает Тора, что не дождавшись буквально считанные часы до возвращения Моше — большинство народа (исключая Левитов и женщин), ваяет золотого тельца, и желает поклонится ему.
Краткий стиль повествования Торы порой не дает полной картины ученику, не вооруженному дополнительными знаниями. История с золотым тельцом, на первый взгляд вызывает изумление. Совсем недавно весь народ удостоился Откровения и каждый еврей всей своей сущностью воспринимал указания Самого Творца. Мудрецы говорят нам, что самая простая женщина из вышедших из Египта — посредством Откровения достигла уровня пророков. И вдруг — идолопоклонство?
Хасидские учителя не раз подчеркивают, что любое повествование Торы (учения) является указанием на века. Запутанность сюжета и краткость определенного повествования, подразумевает особую утонченность и важность указания, скрытого в нем. Само изумление событиями в Торе, призвано вызвать у ученика потребность в дополнительном исследовании. Как результат — ученик постигнет указание Торы более высокого порядка.
Конечно, было бы глупо предположить, что народ, достигший уровня пророков ничем, не обосновывал свое стремление создать золотого тельца. Мидраш раскрывает нам дополнительные обстоятельства того события, намеком скрытые в простом тексте учения. По словам Мидраша, на исходе сорока ночей и сорока дней (то есть на сороковой день) — ночь наступила раньше времени. Каким именно образом — об этом имеются несколько мнений (туман, затмение солнца, или тьма подобная египетской). Но, в одном сходятся мудрецы — раньше времени скрылось солнце. И еще, добавляет Мидраш, было народу явление на небе — группа ангелов, плачущих над Моше. Возможно то было пророчество, что лишь ангелам будет известно захоронение Моше.
Однако не так это растолковало большинство вышедших из Египта. Сорок ночей позади, свет сорокового дня уже померк, путанное видение на небесах, и, что самое страшное — самого учителя не видно. Народ испугался, что нет у них защитника перед Отцом Небесным, и стало невозможным полноценное Служение. Ревностные в своем служении, евреи не желали быть ни минуты в материальном мире без явного проявления Творца. Тогда не евреи, замешавшиеся в народе, подсказали — возможно требуется самим создать сосуд для Божественного пребывания, подобно Храму.
Образ тельца тоже был выбран не случайно. Обладая глубокими знаниями (полученными при Откровении), они знали, что под Престолом Славы сияют четыре образа- человека, тельца, льва, орла. Более того, во время самого Откровения народ видел, что сияние образа человека было тем же Сиянием, которое исходило от Моше. Связав видение и реальность воедино, евреи решили что мироздание, возможно, достигло исправления образа человека. Тогда евреи обратили свой взор к следующему по ступени образу — образу Тельца. И при самом создании золотого тельца, также использовали высочайшие знания и Имена Творца.
Выходит, что вовсе не глупость и пустые доводы проложили путь к созданию Золотого Тельца. Скорее наоборот. Стремление евреев полноценно служить Творцу, и свойственное народу Израиля стремление поскорее исполнить волю Отца — послужили причиной этому. Следствием этой истории было то, что Моше, увидев происходящее, разбил Скрижали Завета. На первый взгляд, тоже странное поведение, требующее пояснения. Однако, в свете вышесказанного, можно понять поступок Моше с новой ясностью. Увидев насколько велико стремление народа, Моше понял, что недостаточно Десяти Заповедей, чтобы удерживать души пророков в материальном мире. Души пророков жаждали большего количества заповедей, позволяющих им связываться с Творцом, с помощью тела, а не покидая его. И Моше разбил Скрижали.
Свидетельством правильности и праведности этого поступка, в Торе следует похвала Самого Творца в адрес Моше, за то, что разбил Скрижали. Многие души покинули в тот день свои тела, в следствии чрезмерно ярого стремления объединиться с Творцом, помешавшего им удержаться в телах… Несмотря на то, что самоотверженность тех душ дала неоценимые плоды (мы удостоились умножения числа заповедей до 613 именно благодаря им!), более правильным считается поведение Левитов и праведных женщин. Левиты — по свойствам педантичные, скрупулезно относящиеся ко времени — четко знали, что не смотря на тьму, сороковой день еще не окончен, и не впали в заблуждение. За это они и их потомки удостоились быть Служителями Творца в Храме. Праведных женщин характеризует простая, не ограниченная временем, связь с Творцом. На это указывает тот факт, что женщина достигает совершенства в Служении, не исполняя заповедей, связанных со временем. Это свойство связало женщин с простым смыслом слов Моше (чьими устами вещает Шхина). Учитель сказал сначала: «Вернусь(!)», и добавил: «через сорок…».
Впоследствии, Моше передавал учение сначала женщинам, лишь затем всему народу. (И еще многие преимущества дарованы женщинам Творцом, они упоминаются повсюду у мудрецов, вплоть до того, что Окончательное Освобождение наступает в заслугу праведных женщин). Указания Торы вечны и актуальны в любую эпоху, в любом месте. Более того, по словам хасидских учителей, углубленное понимание указаний Торы не только расширяет кругозор, но и реальным образом дает силы для исполнения самих указаний.