Моше рабэйну

На этой неделе мы отмечали особую дату: 7 адара – день рожденья, и он же день кончины нашего Учителя и законодателя Моше-рабейну. В последний раз Моше обратился к своему народу со словами назидания незадолго до своей кончины, а закончил их в день кончины –7-го адара.

В 2332 году от сотворения мира похоронили Леви – последнего из сыновей Яакова Авину – и началось открытое порабощение евреев египтянами. Известно, что только колено Леви не было порабощено. У второго сына Леви, Кэата, родился первенец, которого назвали именем Амрам, который женился на Ёхэвэд. В 2361 году у Амрама и Ёхэвэд родилась дочь Миръям – «Горькая», названная так из-за горести рабства, а в 2365 году родился Аарон. После его рождения святой Амрам объявил траур по страданиям своего народа и первым развёлся со своей супругой, объясняя это запретом супружеской близости в час народного бедствия. Так продолжалось три года, пока в 2368 году фараон не увидел во сне старца с весами в руке и не получил пояснение от своих советников, что у евреев должен родиться ребёнок, который лишит его царства. По совету злодея Бильама стали убивать всех детей мужского пола – и много чудес Всевышний делал для спасения детей. В те дни семилетняя Миръям стала пророчествовать о будущем рождении Избавителя евреев именно в её семье. Отцу она сказала, что «фараон хочет уничтожить всех мальчиков, а из-за твоего постановления не рождаются и девочки» – после чего Амрам снова женился на Ёхэвэд.

В третий дневной час четвёртого дня недели, 7 адара 2368 года у Ёхэвэд на седьмом месяце беременности родился предсказанный пророчеством сын (это общепринятая дата, хотя есть и другие мнения). Во время его рождения весь дом наполнился светом, и мама назвала его именем Тувъя (от слова «тов» – «хороший», как свет шести дней творения). В тот момент стал пророчествовать и трёхлетний Аарон, предрекая великую судьбу своего младшего брата.

Три месяца Ёхэвэд скрывала факт родов, но к концу девятого месяца, когда египетские власти должны были прийти за ребёнком (а ведь Амрам был всем известен тогда как глава всего еврейского народа и невозможно было бы скрыть то, что мальчик родился до указа), ей пришлось 6 сивана (в день, когда он через восемьдесят лет получит Тору на горе Синай) пустить сына в корзинке по Нилу, положившись на милость Всевышнего. Как известно, из вод Нила его «вытащила» дочь фараона, получившая имя Батъя («дочь Всевышнего»), так как стала признавать только Одного Творца и стала потом еврейкой. Два года она скрывала от фараона «приёмного сына» в доме у его настоящих родителей, а затем привела его жить во дворец фараона.

Когда Моше Рабэйну исполнилось три года, то он снял при всех корону с головы фараона – что злодей Билъам сразу же растолковал как посягательство на трон. Как известно, по совету Рэуэля (Итро) ребёнка испытывали, поставив перед ним блюда с золотом и раскалёнными углями – тогда ангел Гавриэл отвёл руку Моше от золота, и он обжёгся, взяв уголёк в рот, став «косноязычным».

  Но не долго продолжалась жизнь «принцем при дворце» – уже в 18 лет Моше убил египтянина, избивавшего еврея – и бежал из Египта на юг, в страну Куш.  Всему миру из святой Торы известна история Десяти Казней Египетских и Великого Исхода евреев из Египта, о рассечении вод Тростникового моря и получении Скрижалей с Десятью Заповедями на горе Синай, о роковых ошибках разведчиков и Кораха, о сороколетнем скитании евреев по пустыне, о постройке Мишкана (Скинии), манне Небесной, колодце Миръям и Облаках Славы, о неудачных «проклятиях» Билъама и войнах с великанами Огом и Сихоном… Про это всё написано тысячи книг на различных языках и воспитаны целые цивилизации.

 Во второй половине святой субботы 7 адара 2488 года Моше Рабэйну взошёл на гору Нэво, откуда Всевышний показал ему всю Святую Землю, присоединился к своим праотцам в Мире Истины и похоронен самим Всевышним – «и не знает никто точного места его могилы».

 В трактате (Сота 13а-б) приводится мнение, что его могила находится в наделе колена Гада, но раби Нэхунъя бэн Акана в своей книге «аТмуна» (тмуна 3, рэйш, 60) утверждает, что тело Моше Рабэйну (и его жены Ципоры) ангелы захоронили в Махпэле (в Хевроне), рядом с Адамом и Хавой, Авраамом и Сарой, Ицхаком и Ривкой, Яаковом и Леей.

Святой гаон р. Хаим из Цанза говорил, что фразу наших мудрецов «более величественны праведники в смерти своей, чем при жизни» можно понимать как факт, что тот день недели, когда они приходят как «ушпизин» в дни Сукота, обязательно в том же году будет и днём его ухода из этого мира. День недели, на который выпадет Ошана Раба (когда «в гостях» Давид аМэлэх) будет тем же и на Шавуот (ёрцайт Давида аМэлэха), день, когда «в гостях» Аарон аКоэн – выпадет и на 1 ава (его ёрцайт), день «гостей» Мошэ Рабэйну – выпадет на 7 адара.

 В конце того же, 2488 года, евреи под предводительством Еошуа бин Нуна перешли реку Ярдэн посуху и вошли в Святую Землю. Но это уже другая история…