МЫ БЫЛИ ОДНОЙ СЕМЬЁЙ

Несколько лет тому назад в городе Мюнхене (Германия) была издана книга под названием «Если задуматься…».  Её автор – известный в прошлом московский врач, онколог Леонид Кегелес. Он принадлежал к той пле­яде европейских (ашкеназских) евреев, которые, спасаясь от фа­шис­тов, попали в города Центральной Азии.

Леонид Кегелес с матерью во время войны жил в Самарканде, в нашей незабвенной махалле – квартале «Вос­ток», он учился со мной в одном классе. Таких, как он, потерявших отцов на фронте, в классе было не­мало. Со многими из них мы и по сей день перезваниваемся, и радуемся, что ещё живы, хотя наши ряды серьёзно поредели.

Взяв в руки эту объ­ёмистую, свыше 500 страниц книгу, я нашла вложенное в неё отпечатанное на компьютере письмо с содержа­тель­ным разговором о на­шей далёкой прошлой жизни и трогательный отзыв о моей книге «Войди в мой дом» и я была просто счастлива. Я всегда знала – сре­ди всех нас Леонид был особым человеком с непо­хо­жим на другие мироощущением, восприятием жизни, обладал не­со­крушимой логикой и целеустремлённым характером.

Он мечтал стать врачом, и он им стал, хотя на этом пути стол­кнулся с антисемитиз­мом. Переехав в Москву после женитьбы, он очень скоро стал тем, к кому обращались безнадёжно больные люди – и он их спасал. Один из них заставил Леонида не репатриироваться в Израиль, куда он всем сердцем стремился, а переехать в Германию. Он тяжело переживал по этому поводу, ибо с этой страной у него бы­ли свои счёты. Врачом он в Мюнхене не стал, зато появилось время для изучения иу­даизма, самых разных его аспектов.

Это позволило ему создать потрясающе интересную книгу. В ней он пытается отве­тить на острые вопросы еврейской истории – такие, как «За что ненавидят евреев?», «Современный антисемитизм, его ис­­тинные при­чины» или «Где был Б-г при Холокосте?», «Холокост – этап на пути к Замыслу?», «Нашёл ли Дарвин истину?», «Изгна­ние – это наказание за грехи?», «Евреи в России» и т.д.

Причём, в своих поисках ответов на эти вопросы, он рассматри­вает многие существующие в мировой религиозно-научной литера­ту­ре версии, логично подводит читателя к одному, единственно верно­му выводу: во всём, что происходило с евреями в прошлом и теперь, есть воля Б-га. Так, освещая Исход, он пишет: «Евреи, как известно, были рабами Египетского фараона. Не случайно, эта страна названа в Торе «домом рабства». Труд рабов-евреев обеспечивала мощь импе­рии. И всё же в 1250 году до н.э. совершился благополучный исход це­лого народа. Как это могло случиться? Может рабы восстали про­тив фараона, а может, они ушли тайно, под покровом ночи, а может, фараон совершил акт гуманности? Но все эти версии отпадают. Ве­рим мы в чудеса или нет, не подлежит сомнению одно – самосто­я­тельно, без оказания помощи свыше, такой исход ни при каких об­сто­я­тельствах не смог бы состояться. – пишет автор. И это очень важ­ный постулат. Он подтверждается и тем, что согласно археологи­че­ским данным, в мумии фараона Марнептаха обнаружены кристаллы соли, свидетельствуюшие, что он утонул в море.

В главе «Возвращение», где говорится о репатриации евреев на историческую Родину, он неоднократно пишет о чуде. Чудом яв­ля­ется не только факт возвращения, но и то, как решался этот вопрос в ООН. Первым везением была смерть антисиониста Рузвельта. Вто­рым – надежда Сталина сделать Израиль социалистическим. Но право существования еврейского государства зависело от того, не прозву­чит ли иное решение до 18 часов вечера 14 мая 1948 года. Весь тот день была сплошная говорильня и когда хватились многие, и в част­ности Англия, оказалось, что часы пробили 18.00. Что это – цепь слу­чайностей? И автор отвечает: Это – чудо зримое, проявление воли Вс-вышнего.

В школьные годы, как и многие молодые, Леонид меньше всего думал о Б-ге. Но прошли десятилетия, и он пришёл серьёзно к рели­гии, особенно, когда у него в Мюнхене обнаружили коварную бо­лезнь. Он сам как врач-онколог прекрасно понимал её последствия. Отка­зав­шись от лечения, он стал уповать только на Б-га. С ис­крен­ностью обречённого он молился ежедневно. И был услышан. Вс-выш­ний по­дарил ему… 9 лет жизни, ушедшие на осмысление прош­лого и со­здание этой книги.

Ценным в книге для меня являются эпизоды из жизни бухарских евреев, среди которых долгие годы жизни жили эвакуированные аш­ке­нази.

Что увидел подросток в еврейском квартале? Стариков, являю­щихся хранителями религии, еврейские праздники, которые ассоци­иро­вались со вкусной едой, игрой на деньги с помощью самодель­ного волчка в Хануку, постом в Йом-Кипур. «Поместив меня в ма­халлю (местечко), судьба предоставила мне шанс уже с детства всту­пить на путь, повтор­ный поиск которого потребовал всей остав­шейся жизни», – с горечью признаётся автор.

С чувством глубокой благодарности пи­шет он о нас, бухарских евреях, которые, живя в мусульманском мире более 1400 лет, сумели остаться евреями, не ассимилиро­ваться, не изменить своим тради­ци­ям. И бо­лее того, они своим примером пытались вовлечь эвакуиро­ванных евреев к трепетному отношению к религии.

И не только. Из своего махаллинского детства он вынес уроки доброты и благо­родства. Совершенно чужие люди делились с ними всем, что было. А ведь годы были тяжёлыми и не только в период вой­­ны. Недоедание, тяготы жизни длились вплоть до конца 50-х го­дов. Буханка хлеба стоила триста рублей, ровно столько получа­ли вче­рашние учащиеся, попав на студенче­скую скамью.

Передо мной лежит добрая и умнейшая книга. В своём письме Леонид попросил написать ему моё мнение, сказав, что готов к се­рьёзной критике. Но вдруг прозвучал звонок из Израиля. Это был Нус Бланк, тоже из тех эвакуированных, тоже одноклассник. Я вза­хлёб стала говорить о книге. Он прервал меня и сказал: «Лёня умер». Вот так. Не ста­ло Леонида Кегелеса, но осталось главное его детище – книга.

Говоря его языком, Вс-вышний подарил ему 9 лет жизни, воз­ло­жив на него великую миссию – рассказать искалеченному поколе­нию атеистов ту великую правду, к которой он пришёл, пройдя долгий путь поисков ис­тины. Она была совсем рядом, впитана с мо­локом матери. Надо было только задуматься и осознать, что всё в нашей жизни предопре­делено свыше.

Мой отзыв – это голос той самой махалли, где жил автор этой книги. Только жаль до слёз, что адресата теперь нет в живых.

Рена Елизарова, собкор газеты «Менора» в США

Фото из архива автора