Слово «выкуп» для нас – евреев может иметь другое значение, чем то, к которому привыкли люди во всем мире. Например, нынешняя глава Торы, которая начинается с заповеди о половине шекеля, которую каждый еврей должен был пожертвовать Вс-вышнему, тоже говорит о выкупе.
В иудаизме имеется достаточно много комментариев по поводу этой заповеди. Но я бы хотел сегодня поговорить о том, как традиционная половина шекеля связана со словом «выкуп».
Тора описывает мицву в половину шекеля словами: «И мы дали выкуп за его душу». Почему Тора использует слово «выкуп» в связи с заповедью милосердия? Ведь в современном мире это слово напоминает нам о случаях, когда преступники похищают заложников, чтобы получить деньги в обмен на их освобождение. И какое отношение слово «выкуп» имеет к благотворительности?
*
В Книге «Тания», важнейшей книге хасидов из движения ХАБАД, Ребе Шнеур Залман из Ляд (Старый Ребе) объясняет, почему заповедь милосердия так велика и важна.
Ребе Шниур Зальман убежден, что в деньгах, которые человек отдает на благотворительность, сосредоточена огромная энергия этого человека. Ведь деньги, как известно, не растут на дереве. Тем, кто их зарабатывает, деньги достаются тяжелым трудом и, часто, нервными и эмоциональными срывами. Человек, умеющий зарабатывать деньги, посвящает этому большую часть своего рабочего дня, да что там, он посвящает деньгам большую часть своей жизни. Потому, написано в книге «Тания», в деньгах заключена сила души такого человека. Вот почему, как только такой человек жертвует свои деньги на благотворительность, то, вместе с этими деньгами, он, фактически, жертвует часть своей души.
По этой же причине благотворительность не менее важна, чем пост. Ведь пост позволяет нам ограничивать желания нашего тела во имя служения Вс-вышнему. Благотворительность, по сути, такое же ограничение. Только накладывается оно на деньги, которые мы заработали с большими душевными усилиями. Ведь, чем больше человек трудился, чтобы заработать свои деньги, тем тяжелее ему с этими деньгами расстаться. Вот почему это большая жертва, а, значит, и большая мицва.
*
В связи с изложенным выше мне вспоминается история, которая однажды произошла с моим отцом, раввином Авнером.
В Советском Союзе была такая практика – государство занимало деньги у жителей и давало им взамен облигации (в других странах тоже существуют государственные облигации, вот только в СССР граждан практически принуждали выкупать эти облигации). Деньги брались в долг на длительный срок. Потому, граждане не знали, как избавиться от этих «бумажек». Ведь пользы от, по сути, них не было никакой.
Не удивительно, что многие деловые люди, которые, в отличие от основной массы населения, не нуждались каждый день в наличных, были готовы выкупить у граждан эти «бумажки». Правда приобретали они облигации по цене, которая была значительно ниже их номинальной стоимости. Покупатели надеялись, что, когда придет время государству расплачиваться по долгам, то они на своей покупке неплохо заработают. Важно подчеркнуть, что государство запрещало перепродажу облигаций. Но этот запрет не удерживал ни продавцов, ни покупателей.
В то время, когда папа жил в Ташкенте, ему предложили купить большую партию облигаций по очень привлекательной цене. Папа быстро посчитал возможную прибыль, взял большую часть наличных денег, которая тогда у него была и купил эти облигации. Купил так много, что ему понадобилось несколько больших бумажных пакетов, чтобы привезти их домой.
Но разве мог мой папа предположить, что, когда наступил срок получения денег, правительство в одностороннем порядке, без предварительного уведомления объявит, что оно откладывает погашение облигаций еще на двадцать пять лет. Таким образом, папа потерял за один день очень большую часть своих денег, причем без какой-либо возможности восстановить ущерб.
О том, что он практически разорен, папа узнал накануне Шаббат Кодеш. И вот наступил вечер субботы. Перед тем, как папа начал читать Кидуш, мы увидели, как на его лице отразились грустные мысли. Но вдруг, в одно мгновение, он избавился от этих мыслей и воскликнул: «Все по воле Вс-вышего, и потери и богатство». И начал радостно говорить кидуш, как будто ничего не произошло.
Поведение папы в тот вечер стало наглядным уроком веры в могущество и силу Вс-вышнего. Такой урок дается не каждый день.
Прошло не так много времени, папа оправился от полученного удара, он занял руководящую должность, а с должностью пришли и новые возможности заработка.
*
Средства к существованию не всегда даются легко. Есть трудности, есть хлопоты, есть разочарования и печаль. Не думайте, что у состоятельных людей проблем меньше, чем у тех, кто не всегда может заработать на хлеб насущный. В «Пиркей Авот» написано: «Большое богатство – большие заботы». И это не просто так сказано.
В то же время, чем больше человек трудится, чтобы заработать деньги, тем больше ценится исполнение им заповеди цдака. И именно в этом ключе мы должны понимать значение слова «выкуп». Отдавая деньги на благотворительность, мы выкупаем свою душу.
Сегодня у всех моих читателей есть возможность легко и просто сделать свой «выкуп». Сидя в своем кресле, вы можете с помощью мобильного телефона перевести определенную сумму денег на благотворительные цели. Каждый такой вклад, даже и не очень большой, это пожертвование части вашей души Вс-вышнему. Помните об этом.