В ближайший Шабат мы будем читать недельную главу «Тецавэ», в которой ни разу не упоминается имя Моше-рабейну, а скоро, в Пурим, будем читать свиток Эстер, в котором не упоминается имя Всевышнего. Мне подумалось — возможно отсутствие имён и близость недельной главы «Тецавэ» к пуримской истории не случайна… Возможно перед нами разворачивается чудесный эпизод, в котором можно увидеть историю любви Всевышнего и еврейского народа.
Любавичский Ребе, объясняет, что имя Моше отсутствует не только потому, что главу «Тецавэ» читают близко к 7 Адара, йорцайту Моше, но именно в связи с тем, что он родился в тот день. Рождение — это раскрытие сущности человека, оно на порядок выше имени. Моше-рабейну проявил высшую степень самопожертвования защищая еврейский народ от гнева Всевышнего, в связи с грехом золотого тельца. Он воскликнул: «Если не простишь еврейский народ, то сотри моё имя из Торы!» РАШИ объясняет, что слова праведника — закон, и хотя Всевышний простил евреям, тем не менее, имя Моше не упоминается во всей недельной главе.
Каббала объясняет, что имя человека находится на гораздо более низкой ступени, чем его сущность. Имя – это только “ярлык” человека, необходимый для его контакта с окружающими. Сам человек не нуждается в имени. Младенец, появившийся на свет, уже человек, уже сущность, но имени еще не имеет. Он получит его лишь через несколько дней. До этого его называют просто “он”, “ты”. Согласно Каббале, это в гораздо большей степени соотносится с его сущностью. Возникает вопрос: почему же именно та глава, в которой выполняется просьба Моше “сотри и меня из книги Твоей”, подчеркивает сущность праведника, которая выше каких-либо названий? Именно в этой просьбе выразилась подлинная сущность Моше. Тора была его жизнью, она и называется его именем – Торат-Моше (Учение Моисея). Но когда само существование еврейского народа оказалось под угрозой, Моше готов был вырвать себя из этого источника. Потому что Моше и народ Израиля – единое, неделимое целое; как выразился Раши, “Моше – это Израиль и Израиль – это Моше”. И когда народ Израиля согрешил, Моше почувствовал, что падает сам, хотя был он в то время на горе и не имел возможности помешать грешникам. И говорил ему Б-г: “Иди вниз, ибо растлился твой народ…” Спустись со своей высоты, будь с ними.
Несомненно, величие Моше проявилось в той “дерзкой” просьбе, в готовности быть стертым из Торы ради народа Израиля, и величие это выше его имени. В чем сущность Моше? Моше — глава еврейского народа, его заботливый и преданный пастырь. Он является соединительным звеном между Всевышним и Его народом. Когда у евреев возникали проблемы, просьбы, они всегда приходили к Моше, чтобы тот обратился к Всевышнему от имени евреев. И Всевышний обращался к евреям через Моше-рабейну. Душа Моше воплощается в лидере каждого поколения (он же потенциальный Мошиах) с тех времён и поныне.
Говорится, что мир создан ради Торы и еврейского народа. Всевышний может все, Он все и всех знает изнутри и снаружи, Он создал этот мир и всё, что его наполняет. Он неизмеримо выше всего создания, у него есть всё, и Он ни в чем не нуждается! Напрашивается вопрос: зачем тогда мы вообще Ему нужны? А ответ такой: Всевышнему нужно не «ЧТО», а «КТО». Ему нужны мы, вот такие, порой растяпы, шлимазлы, которые, бывает, огрызаются, шалят и чудачат. Почему мы так Ему нужны? Просто потому, что Он нас создал, выбрал и полюбил, как любят долгожданного ребёнка. Всевышний все может, но он уязвим, ведь очень вовлечён во все, что с нами происходит, переживает за нас, болеет за нас. Радуется, когда мы исполняем Его заповеди, которые Он сам исполняет на ином, духовном уровне.
Говорят наши мудрецы — каждая, исполненная евреем, или еврейкой заповедь, — это, по сути, поцелуй, мы таким образом целуем Всевышнего, и Он в ответ целует нас. У евреев в тфиллин надпись: «Слушай, Израиль, Б-г наш — Б-г один», а у Всевышнего, в духовном прототипе тфиллин говорится: «Слушай, Всевышний, народ Израиля — он один такой…»
В главе «Тецавэ» нет имени Моше. А в свитке Эстер нет имени Всевышнего, ведь в день рождения Моше и во время Пуримских событий проявилась сущность Моше и Всевышнего ещё в большей мере, которая стоит выше их имен. А мне это ещё видится так: Всевышний, убрав имя Моше из главы Торы, убрал и Своё имя из свитка Эстер — единственного свитка, который сохранит свою ценность после наступления окончательного Избавления. Ведь если, не дай Б-г, нет евреев, то нет и Моше, а если нет Моше, — зачем тогда Всевышнему весь этот мир?
Получается, что эта «игра» с исчезновением имён, — это не что иное, как объяснение в любви! Причём обоюдное! Во времена Моше евреи приняли Тору как-бы под давлением, «связанные обстоятельствами», а в Пурим евреи приняли на себя Тору добровольно и с любовью. Во времена Моше-рабейну Тора была дарована с «пафосом» — с чудесами, грохотом и светопредставлением, а события Пурима произошли естественным путём, за которым скрывается присутствие Всевышнего ещё в большей мере, чем Его имя, — Его суть. Во времена дарования Торы души евреев покидали тела, они умирали от каждого Речения и Всевышнему приходилось их оживлять. Во времена Пурима, взамен неминуемой смерти, евреи получили возможность жить и процветать без необходимости в самопожертвовании.
В наше время, замечательная суть еврейской души, которая является нераздельной частью самого Всевышнего, раскроется во всем мире. Вот, такая вот история любви между Всевышним и Его народом. В этой любви есть свои взлёты и падения, и выяснения отношений… Всевышний спросил наш народ: — Ты согласна выйти за меня? — Согласна! — Вот и здорово! Только подожди секундочку, я скоро буду! И жениха не видно 3000 лет с лишним… А мы его невеста – ждем. А жениха все нет. Но другой такой невесты нет нигде во всем мире! И она все ещё Его ждёт, спустя все эти годы!
Сейчас эта любовная история приходит к радостному финалу, к долгожданной хупе между Всевышним и еврейским народом с окончательным Освобождением сегодня же! Глава Тецавэ начинается так: И ты повели сынам Исраэля, чтобы они взяли тебе масла чистого, битого, для освещения, чтобы возжигать Менору постоянно. В шатре собрания, вне разделительной завесы, которая пред свидетельством, будет направлять ее Аарон и его сыновья с вечера до утра пред Г-сподом; вечный закон для их поколений — от сынов Исраэля. Когда Тора заповедует о зажигании Меноры (семисвечника), то она разъясняет, что в этом действии есть два шага: первый — это принесение оливкового масла к Моше: «И принесут тебе чистого оливкового масла… для постоянного зажигания свечей» и второй шаг — это подготовка и зажигание Аароном светильника: «И будут подготавливать её Аарон с сыновьями своими с вечера до утра».
Здесь требуется объяснение: во-первых, для чего необходимо было приносить оливковое масло Моше, если менору зажигал не он, а Аарон? А во-вторых, почему существует различие в описании огня меноры в случае, когда она упоминается в связи с приношением Моше масла и когда упоминается в связи с зажиганием меноры Аароном? В обращении к Моше Всевышний говорит, что огонь должен гореть постоянно, а в обращении к Аарону уже говорится, что огонь должен гореть только лишь с вечера до утра. Ребе объясняет, что Менора символизирует собой еврейский народ. В пророчестве Зхарьи, еврейский народ сравнивается с золотой менорой. Каждый еврей в отдельности называется «свеча», как сказано в притчах короля Шломо: «Душа человека — это свеча Г-спода» и когда все (евреи) вместе, то это называется «менора с семью свечами». Обязанность первосвященника Аарона — «зажигать свечи» — зажигать и пробуждать еврейские души; выявлять в них огонь желания прилепиться к Святому, Благословенен Он. «Огонь» души зажигают Торой и заповедями.
Служение Всевышнему делится на два вида: первое — это изучение Торы, а второе — это молитва [и, естественно, исполнение заповедей]. Так же, как и у свечей меноры есть две опции — это постоянное горение, без всяких изменений, а также и свечение, сила которого может изменяться «с вечера до утра», с менее яркого на более яркое — так и в служении Всевышнему есть «пламя» неизменное [Тора] и есть «пламя», поддающееся изменениям [молитва и исполнение заповедей]. Тора находится выше любых ограничений времени или места. Тора — это слово Всевышнего, мудрость Всевышнего и таковой она остаётся даже после того, как была облачена в людские понятия, чтобы быть более доступной для человеческого восприятия.
Обязанность еврея изучать Тору также подчёркивает тот факт, что Тора выше всяких ограничений: еврей обязан изучать Тору каждую свободную минуту «днём и ночью». По этому Тора называется «Вечным огнём» («нер тамид» — не гаснущая свеча). Молитва же, в отличии от изучения Торы, имеет определённое время: утренняя молитва («шахарит»), дневная молитва («минха») и вечерняя молитва («маарив»). Заповеди тоже имеют определённое время или место для их исполнения, есть даже такие заповеди, которые в наши дни мы вообще не имеем возможности исполнять, так как для их исполнения у нас отсутствуют необходимые условия, место или время. Поэтому молитва и исполнение заповедей приравниваются к свече, горящей «с вечера до утра», так как они привязаны к ограничениям места и времени.
И в этом же выражается различие между Моше и Аароном: Вся суть Моше — это Тора, которая так и называется «Тора Моше». Поэтому про Моше сказано «Вечный огонь». Аарон, в отличии от Моше более связан с жертвоприношениями в Храме, которые в наши дни заменены молитвой. По этому про него сказано «С вечера до утра». Теперь становится понятным, почему Тора наказывает принести масло Моше. Это для того, чтобы Моше поделился с Аароном силой вечной Торы, которая имеется у Моше. При помощи сил Торы, которые выше всех ограничений времени и места, можно в дальнейшем служить Всевышнему исходя из ограничений места и времени при помощи молитвы и заповедей. Таким образом, даже у тех, кто ещё не достиг уровня «вечного огня», души их будут светить вечным и нескончаемым светом!