Что осталось от «еврейского характера»?

Один из вопросов, который евреи-расисты любят периодически поднимать, – это страх перед тем, что «Израиль утратит свой еврейский характер». По их мнению, эта проблема возникает из-за нескольких вещей, таких как браки между евреями и не евреями, работа инфраструктуры по субботам и, конечно, прием беженцев-не евреев из пострадавших от конфликтов районов мира, как будто несколько десятков тысяч переживших геноцид из Дарфура, жертв бесчеловечной политики сирийского президента Башара Асада или украинских мигрантов пошатнут основы нашей жизни здесь.

Страх перед тем, что страна может потерять свой еврейский характер, следует отбросить, а принимать и помогать этим преследуемым людям – наш моральный долг; но мы должны рассмотреть и другой вопрос: что это за еврейский характер, который заставляет страну, заботясь о его сохранении, раз за разом отказываться делать то, что правильно с точки зрения нравственности?

Еврейский характер Израиля основан на неуловимом статус-кво в вопросах религии и государства, который был определен еще до его создания. Согласно этому соглашению, новое государство согласилось строго соблюдать кашрут и субботу и позволить иудаизму диктовать законы о браке и образовании.

Главный раввинат получил исключительное право на соблюдение некоторых из этих принципов, а также нечто другое, вытекающее из них, например, исключительное право решать, кто является евреем и какие гиюры принимать.

Соглашение также предусматривало отказ от призыва учащихся йешив в армию. Это началось с соглашения о не призыве нескольких сотен человек, чтобы они могли изучать Тору, но в последние годы число тех, кого не призывают в армию, достигло десятков тысяч.

Что же на самом деле остается от всего этого? Еда, которую подают в кафетериях государственных учреждений, армии и тюрьмах, вся кошерная. Государственные учреждения не работают по субботам, за исключением чрезвычайных ситуаций, а брак и развод по еврейскому закону возможны только через раввинат.

Но почти всему вышеперечисленному есть доступные альтернативы. Может ли государственный служащий принести на работу из дома бутерброд с ветчиной и сыром – то, что можно купить в каждом среднем или крупном городе? Безусловно. Разрешено ли заключенному положить ломтик сыра на сосиски, которые ему подают на обед? Конечно. Можно ли подписать соглашение о гражданском браке, не говоря уже о том, чтобы отправиться для заключения брака в Прагу, Ларнаку или Нью-Йорк и таким образом обойти раввинат? Да (хотя к разводу это не относится).

В субботу, за исключением ультраортодоксальных городов и районов, жизнь не замирает полностью. В Хайфе общественный транспорт все еще ходит, а в центральном регионе страны растет число государственных и частных инициатив по обеспечению автобусного сообщения по субботам.

Маршрутные такси также удобный и недорогой способ передвижения между городами в выходные дни (поездка из Тель-Авива в Иерусалим стоит 25 шекелей, что немного больше, чем билет на поезд). Во многих местах можно найти открытые магазины и рестораны.

Любой, кто хочет соблюдать кашрут и субботу, может это сделать. А тот, кто не хочет, не обязан.

Остаются только еврейские праздники и связанные с ними общенациональные и школьные каникулы. Но даже они не сильно отличаются от аналогичных каникул в других школьных системах во всем мире. Школа начинается в сентябре, есть длинные зимние каникулы на Рождество/Хануку, весенние каникулы на Песах/Пасху и длинные летние каникулы с июня по август. Так обстоит дело в Израиле, Великобритании и Соединенных Штатах.

Другими словами, этот еврейский характер – такой хрупкий, такой уязвимый и непрочный, что во имя него и ради его сохранения Израиль захлопывает двери перед людьми, нуждающимися в его помощи, людьми, которые не собираются захватить его институты, а если бы и захотели, то физически на это неспособны, – этот характер вовсе не проблема. Он стал таковым, потому что устарел сам по себе, а не потому, что в силу тех или иных обстоятельств в страну въехала критическая масса не евреев.

А раз его больше нет, то он не может и дальше служить отговоркой для расистов, которые просто-напросто не желают видеть поблизости отличающихся от них людей.

Анат Камм, Источник: «ХаАрец», Orbita.co.il

Фото: Хадас Паруш