Художник избран президентом

Мы уже сообщили о том, что Шломо Устониязов переизбран на должность президента венской общины бухарских евреев. Сегодня мы расскажем о художнике Шломо Устониязове, который, кроме общественной нагрузки в качестве президента является также постоянным автором нашей газеты.

Вена – город вечной красоты, молодо­сти, город музыки и искусства. Кажется, что сам воздух пропитан каким-то осо­бым ароматом, идущим от радующих глаз величественных зданий, скульптур­ных ансамблей, зелени и цветов. Сло­вом, того, что называется непреходящи­ми ценностями жизни. Пройдут годы, века, придут новые поколения, но такие прекрасные города, как Париж и Вена, навсегда останутся символами стремле­ния человечества к высокой

духовности. И потому так естественно, что именно Вену облюбовали 500 бухарско-еврейских семей, и среди них наш талантли­вый соотечественник Шломо Устониязов.

Он – живописец, известный художник, овладевший величайшей тайной – посредством красок проникнуть в мир человеческой души. Никто не может объяснить, как рождаются поэты, композиторы и художники. Это тaлант, данный свыше. И все попытки разгадать магию красок, линий, еле заметных штрихов так или иначе не откроют до конца завесу этого величайшего таинства.

B мастерской Шломо Устониязова, выпускника художественного училища Душанбе, царит особая атмосфера. На стенах развешаны картины, которые «вышли» из-под опеки их создателя и зажили от­дельной, самостоятельной жизнью. B них – эпизоды жизни, картины природы, натюрморты, портреты…

– Рисовать любил c детства, – рассказывает художник. – После окончания школы поступил в художественное училище, закончил его. Обзавёлся семьёй.  Слу­жил в армии. Рисовал. Это во многом помогало. Вернувшись, работал в Худфонде. B 1978 году репатриировался в Израиль.

Там закончил пре­подавательские курсы рисования в Тель-Авивском университете. За­тем в течение десяти лет вёл рисование и живопись в старших клас­сах гимназии. А c 1989 года живу в Вене.

У меня до недавнего времени была возможность заниматься своим любимы делом – живописью, графикой. За эти годы выставки моих картин были в Израиле, во многих городах Европы, a в 1986 году – в Колорадо.

Спрашиваю: Как принимают венцы ваши картины?

– Было уже несколько выставок в Венском еврейском музее, в рамках фестиваля культуры, проводимом еврейской организацией Культурсгемайнд. Были выставки и в Музее искусств.

У меня были тесные контакты c моим коллегой Ильей Рахнаевым (з’л), человеком высокой образованности, знатоком истории мировой живописи, хорошо знал вашего брата – художника Юсуфа Елизарова. Такой микроклимат общения способствует творческому процессу.

Судя по картинам, вы тяготеете к импрессионизму

– Да, мне по душе Клод Мане, Сислей и вообще вся плеяда художников-импрессионистов, хотя y меня немало картин, созданных в реалистическом ключе.

Наверняка, сложен процесс самосовершенствования?

– Всей жизни и то не хватит. Много работал, делал эскизы, ездил. Был в Италии. Ходил словно завороженный. Горизонты моих представлений o ценностях в искусстве значительно расширились.

… Рассматриваю картины. Большинство из них выполнены в мас­ле, акварели и туши. Серия картин посвящена самой Вене. Художник сердцем прирос к этому городу, каждый его уголок вызывает в нём от­ветное желание воспроизвести его в образах, которые способны воз­никнуть y человека, обладающего тонким художественным чутьём.

B акварельных зарисовках легко угадывается знаменитый скульптур­ный ансамбль y входа в музей Хофбypг – любимое место венцев и гос­тей города. Волнует художника и тема разных поколений. Вот картина, на ней мужчина средних лет, он искоса поглядывает на молодую, эдакую легковесную девицу. Интересны картины-символы. Это «Три мудреца y гробницы праведника», которые ведут извечный диспут o смысле че­ловеческой жизни. Или ещё одна – «Женщина». Она в вечных бегах, но такова жизнь большинства женщин.

Картина «Еврейские типажи» да­тирована 1983 годом. B них потрясают глаза, в которых вековая скорбь, печаль народа, постоянно гонимого. Одна из картин постоянно привле­кает к себе внимание. На ней молодая женщина, одетая в платье про­шлого века. Портрет выдержан в мягких розово-коричневых тонах.

Чем больше вглядываешься в картины Шломо, тем большим смыс­лом они наполняются. B них и вопросы, и ответы на многие проблемы нашей нелёгкой, суетной жизни.

Шломо Устониязов в последние годы занимается не только живописью, но и активной общественной жизнью. Его уже во второй раз бухарско-еврейская община Вены избирает своим президентом. Работы, как говорится, невпроворот. Но Шломо находит время для того, чтобы в нашей общенациональной газете «Менора» еженедельно публиковать свои материалы о жизни венцев. Волей судьбы он стал талантливым журналистом. Благодаря ему, читатели общины бухарских евреев всего мира знакомятся с новостями не только Израиля, США, но и Вены. Вместе с тем все мы желаем ему, чтобы он продолжал создавать свои живописные шедевры.

Успехов Вам в Вашей новой каденции!

Рена Елизарова, собкор газеты «Менора» в США