На этой неделе нас всех ждет веселый праздник Пурим, с его безудержным весельем, переходящим порой все границы. В Пурим мы радуемся чудесному спасению от козней всесильного Ѓамана и его приспешников. Но если разобраться, то исторические события, лежащие в основе веселого праздника Пурим, это по сути, неудавшийся… Холокост. Так над чем мы смеемся и чему радуемся?
Ответ следует искать в эту субботу (шабат-захор), когда мы читаем дополнительный отрывок «Захор» – «Помни», в котором говорится о нашей застарелой вражде с Амалеком и о заповеди «помнить» о том, что «сделал нам Амалек» (зхират-амалек). Многим кажется, что встреча с Амалеком – просто досадный эпизод в нашей истории, однако это не совсем так. Амалек был первым, кто встретился нам на пути к горе Синай после Исхода из Египта. И он же будет последним, с кем нам суждено сразиться уже в конце времен. Таким образом, именно войной с Амалеком начинается и завершается наша история.
В течение всей нашей истории нам предстояло встретиться с Амалеком четыре раза. Первые два описаны в самой Торе: первый раз – на пути из Египта к горе Синай, а второй – перед вступлением в Канаанскую землю. Третий раз это произошло, когда царь Шауль, по указанию пророка Шмуэля, разбил Амалека и пленил его царя Агага, как сказано (15:2-3): «Теперь иди и порази Амалека, и истребите все, что у него…» И наконец, четвертая и последняя встреча произойдет во времена Мошиаха, когда сам царь-Мошиах окончательно решит «амалекитянский вопрос» и «сотрет память о нем», как сказано (25:19): «…Сотри память об Амалеке из поднебесной – не забудь».
Мы видим, что, как и три тысячи лет назад, именно Амалек стоит на пути истории и грядущего Избавителя из рода царя Давида, и препятствует строительству третьего Храма. Поэтому будущему царю-помазаннику (мелех-га-машиах), как только он взойдет на престол, предстоит завершить древнюю миссию и доделать то, что не сумел в свое время довести до конца первый царь Израиля – Шауль. Таким образом, именно полное уничтожение Амалека – это некий рубеж, преодоление которого означает, что мы вступили в новую эру – в царство добра и справедливости, которая в еврейской традиции называется «грядущим миром» (олам- га-ба).
И все же трудно себе представить, что сегодня, в 21 веке, от нас потребуется физическое истребление целого народа. Тем более, как уже было сказано, Амалек, как самостоятельная нация, давно растворился среди прочих народов. И действительно, согласно некоторым мнениям, в наше время, когда мы говорим об Амалеке, речь идет не о национальной принадлежности, а о сущности данной конкретной личности и ее убеждениях. В этом смысле «народ Амалек» – это сообщество людей, объединенных определенными идеологическими и религиозными установками, которые выдают в них «природу Амалека» – «семя Амалеково», и дают основание причислить их к этому народу. И конечно, в первую очередь речь идет о тех, кто высказывает крайние фашистские, юдофобские взгляды, придерживается радикальных политических и религиозных позиций, а также тех, кто признает терроризм, как «легитимное» средство достижения своих целей. Именно про таких представителей человечества Всевышний сказал: «Мы не сможем ужиться вместе в этом мире».
Эти люди сами выдадут себя с головой так же, как в свое время выдал себя Аман и его сторонники: ведь ненависть и злобу невозможно скрыть. Впрочем, есть иной путь «уничтожения» Амалека, который упомянут в Свитке «Эстер» (8:17): «И многие из народов той земли становились Иудеями (досл.: «принимали иудаизм»), потому что охватил их страх пред Иудеями».
Ведь для убежденного антисемита принять иудаизм – означает перейти в стан бывшего врага, а это для него, фактически, духовная смерть. На этот счет в Традиции приводится пример с глиняным кувшином, про который известно, что если он приобрел ритуальную нечистоту, то, как сказали наши мудрецы: «Единственный способ «очистить» оскверненный глиняный кувшин и избавить его от скверны – это его разбить». В этом случае образовавшиеся черепки уже не несут в себе никакой нечистоты. Правда, нет и самого кувшина. И это самое радикальное и верное средство для «исправления» Амалека.
И тогда будет устранено последнее препятствие на пути в Грядущий мир. Но поскольку это «коллективная» заповедь, которая возложена на весь народ, поэтому ее практическое исполнение зависит от Царя- помазанника (мелех-гамошиах), и будет исполнена скоро, с приходом нашего праведного Мошиаха, уже в эти дни!