“Тазрия”

Одним из основных источников заповеди обрезания является глава Торы «Тазрия», которую мы читаем на этой неделе. Известно, что сразу после церемонии обрезания принято произносить следующие слова: «кешем шенихнас лебрит, кен иканес леТора, велехупа, улемаасим товим!» «Так же как он вступил в завет, — пусть придет он к Торе, Хупе (брачной церемонии) и к добрым делам».

Эти слова вызывает много вопросов: 1) Почему мы должны представлять будущие события? Какая связь между обрезанием — с одной стороны и Торой, хупой и добрыми делами — с другой? 2) Что означает «вступление» в завет? Почему не сказано просто: «Так же как сделали обрезание…»?3) Как можно прийти к Торе, хупе и добрым делам? 4) Каково значение Торы в этом контексте? 5) Почему хорошие дела упоминаются в последнюю очередь? Разве человек не совершает добрые дела до свадьбы?   6) Почему используется термин «добрые дела» вместо более распространенного слова «заповеди»? 7) Почему в этих словах не содержит упоминания о важной вехе в жизни человека — его совершеннолетии («бар-мицва»)? 8) Почему в отношении свадьбы упоминается термин «хупа», что означает просто балдахин? Почему бы не сказать «брак» напрямую?

##Три категории заповедей

На все эти вопросы можно ответить, сосредоточившись сначала на термине «вступление». Поразмыслив, мы понимаем, что существует три категории заповедей относительно отношений между мицвот и нашими телами. 1) Первая категория включает в себя заповеди, которые мы исполняем с помощью наших тел. Например, когда мы даем деньги на помощь нуждающимся своими руками, тело является проводником для заповеди, но не является самой заповедью. Заповедь — это помощь, которую мы оказываем нуждающемуся человеку. Наше тело было «просто» инструментом, с помощью которого исполняется заповедь. 2) Вторая категория — это заповедь, которую мы проводим через наши тела. Например, когда мы носим тфиллин, они не только требуют действия по размещению тфиллин, они должны быть размещены на наших телах. Тело является неотъемлемой частью заповеди; это ее «местонахождение». 3) Обрезание относится к третьей категории, в которой цель заповеди состоит в том, чтобы изменить тело и сделать это необратимо. Это и есть смысл вступления в обрезание. Заповедь не только выполняется через тело, вместе с телом, но и тело и заповедь становятся единым целым. Это то, что подразумевается под вступлением в завет.

Мы становимся неотъемлемой частью заповеди, которая обволакивает нас и определяет нас. Талмуд утверждает, что женщины рождаются со статусом обрезания со всеми его духовными качествами и юридическими возможностями. Например, в то время как только обрезанный мужчина может принять участие в пасхальном жертвоприношении, женщины включены в эту жертву, потому что они считаются полноправными обрезанными евреями. Кроме того, женщинам была дана повышенная духовность благодаря трем особым заповедям, которые были «взяты» у мужчин и переданы женщинам: хала, миква, субботние и праздничные свечи. То, что мужчинам, возможно, придется выполнять, чтобы получить определенные духовные качества, естественно для женщин и дополнительно дополняется вышеперечисленными тремя мицвот, которые добавляют чистоту, святость и Б-жий свет к их и без того естественному усилению духовности.

##Приход к Торе

 Теперь мы можем понять, что значит прийти к Торе. Цель изучения Торы, которая начинается, когда ребенок начинает говорить, состоит в том, чтобы Тора запечатлелась на ребенке и дала ему возможность определить его, став основой нашей самобытности. В силу вступления в завет, еврей становится человеком заповеди. Тем не менее, изучение ребенком Торы добавляет еще один слой к его личности. Теперь он будет определен мудростью Всевышнего и увидит все через призму мышления Всевышнего, а не повседневного общества.

##Приход к хупе

 Третий слой идентичности еврея возникает, когда он стоит под хупой — свадебным балдахином. Даже еврей, чья жизнь уже определена заповедями и Торой, должен искать третье определение: тот, кто живет совместно под одной крышей вместе с половиной своей души, с которой он был разлучен при рождении. Поскольку мы рождены только с одной половиной души, наша идентичность неполна без брака. Чтобы подчеркнуть идею о том, что брак — это не просто набор договорных обязательств, которые пара дает друг другу, благословение использует термин «хупа» как символ объединения под одной крышей в одном доме. Наши мудрецы говорят, что бездомному человеку не хватает фундаментального аспекта своей личности, возможно, даже больше, чем тому, у кого нет других жизненных потребностей. В то время как эти люди обнищали и страдают, их сущность может оставаться нетронутой. Человек без дома теряет неотъемлемую часть своей личности. Таким образом, положение под хупой символизирует приобретение третьей личности, когда мы вступаем в новое существование, где души совершенны.

Однако есть еще одна идентичность, которую мы должны приобрести. Это добрые дела, которые в этом контексте означают не только заповеди. Мы получили «идентичность заповеди» во время обрезания. Бар-мицва закрепила эту идентичность и укрепила ее. Вот почему благословение не упоминает бар-мицву как отдельный этап. Следующий этап в жизни происходит, когда мы вступаем во внешний мир и вовлекаемся в него. Причина, по которой наши души спускаются со своего духовного места в раю и попадают в наши физические тела, заключается не только в том, чтобы воздействовать на эти тела и наши дома. Главная цель и цель каждой души — изменить весь мир; превратить его во дворец для Божественного, где Б-г, так сказать, может поселиться.

Мы идем из хупы, нашей скромной обители, в просторы Божественного Дворца. Добрые дела, которые следуют за хупой, относятся к тем вещам, которые мы совершаем, которые специально очищают и освещают внешний мир. Мы не просто участвуем в строительстве этого Божественного дворца, который будет завершен в мессианскую эпоху, мы его определяем. В этом и заключается смысл благословения: «Так же как он вступил в завет, пусть придет он к Торе, свадебной церемонии и к добрым делам».

Подобно тому, как мы вступаем в завет, который определяет нас как евреев, приверженных заповедям Всевышнего, так и мы будем определяться мудростью Всевышнего, созданием еврейского дома и превращением мира в Божественный дворец. Окончательный период вступления.Окончательное обрезание произойдет в   эпоху Мошиаха, о которой говорится: «Я обрежу крайнюю плоть ваших сердец». Это приведет нас к нашей окончательной идентификации с Торой, «ибо весь мир будет наполнен знанием Б-га, как воды покрывают море». Воды Торы окутают нас. Затем мы испытаем окончательный союз между нами и Всевышним. И наконец, весь мир станет Божественным жилищем, которое определит каждое существо, завершив процесс, который начинается с соблюдения заповеди обрезания.

                                            ##Ребе гордится своими детьми!

Одним из первых, кого Ребе Король Мошиах отправил выполнять свою миссию в Марокко, был р. Йеуда-Лейб Раскин. Он приехал на пустое место, но в течение нескольких лет создал в Марокко еврейскую империю, состоящую из детских садиков, школ и йешив. Но как бы не развивались события, раз в году р. Раскин брал отпуск, садился в самолёт и летел на несколько дней туда, где находится источник силы всех посланников, а именно в Нью-Йорк, в «770» — к Ребе.

Однажды р. Раскин приехал к Ребе и как обычно зашёл на аудиенцию. Там, в кабинете, Ребе расспрашивал рава Раскина о его работе в Марокко и просил рассказать различные случаи из его деятельности. Рав Раскин отвечал Ребе на все вопросы. А в самом конце аудиенции, Ребе улыбнулся и спросил его: «А фотография твоей семьи у тебя есть?» Рав Раскин покраснел и ответил Ребе, что к величайшему стыду, он не привёз с собой фотографию, но в следующий свой приезд он обязуется сделать это! Вернувшись в Марокко, р. Раскин первым делом попросил супругу и детишек одеться понаряднее и в таком виде вся семья отправилась в фотоателье и там сфотографировались. Фотографию рав Раскин бережно хранил, чтобы передать Ребе.

Прошёл год. И вот опять рав Раскин на аудиенции. И опять Ребе его расспрашивает, а он отвечает. А в конце Ребе опять улыбнулся и спросил про фотографию. На этот раз рав Раскин был готов и вручил свой семейный снимок Ребе. Ребе внимательно рассмотрел карточку и вложил её в книгу РАМБАМа. На следующий день в доме, где р. Раскин остановился на время пребывания в Нью-Йорке, раздался телефонный звонок. Это была ребецн, которая пригласила р. Раскина в гости. Тот привык бывать в доме у Ребе, поэтому его не смутило это приглашение и он отправился в гости. Как только он пришёл и поздоровался с ребецн, она сказала ему: «Знайте же, что вы доставили нам с Ребе несказанное удовольствие вчера! Ребе с гордостью показал мне фотографию и произнёс: „Видишь, какая красота! Это наши, с тобой, дети!“»

Однажды к Ребе РАЯЦу (предыдущему Ребе) приехали два хасида из Одессы. Оба ожидали аудиенцию у Ребе. Вначале зашёл один из них. Ребе поприветствовал его и задал вопрос: «Ну и как там в Одессе?» Хасид ответил: «Всё прекрасно, Ребе! Евреи соблюдают Тору, учатся, молятся и ждут Мошиаха и Освобождение!» Ребе улыбнулся, поблагодарил хасида за такой ответ и дал ему денег для развития еврейской общины Одессы. Хасид вышел из кабинета Ребе очень довольным.

Затем вошёл второй хасид. Ребе также поприветствовал его и задал тот же самый вопрос: «Ну и как там в Одессе?» Хасид начал говорить: «Ой, Ребе! Лучше и не спрашивать! Евреи начали отходить от веры! Перестали соблюдать и изучать Тору! Перестали молиться! Сквернословят! Ужас!» Ребе только покачал головой и дал понять, что аудиенция окончена. Хасид оказался не из робкого десятка и задал Ребе вопрос: «Ребе! Только что передо мной заходил мой приятель. Ребе дал ему денег и благословил еврейскую общину Одессы. А почему Ребе не отнёсся ко мне с таким же вниманием? Я ведь рассказал Ребе чистую правду про то, что творится в Одессе». Ребе вздохнул и ответил хасиду: «Что и как творится в Одессе, я и без вас знаю! Я просто хотел проверить, в какой Одессе живёт твой приятель, а в какой ты? И вот я узнал!» На ту Одессу, в которой ты живешь, я не могу… Вывод: всегда надо видеть только хорошее!