В главе Торы «Ахарей» говорится: «И потому соблюдай Мои установления и законы, ибо кто соблюдает их, тот в них живет». Среди биографических заметок о жизни предыдущего Любавичского Ребе сохранилась история о его бабушке, ребецин Ривке, связанная со словами Всевышнего «тот в них живет». Как-то в молодости ребецн Ривка заболела. Врач рекомендовал ей завтракать сразу после пробуждения, но она отказывалась есть, не прочитав утреннюю молитву. В результате она очень рано вставала, чтобы успеть прочитать утреннюю молитву до завтрака. Такой режим, естественно, не способствовал улучшению ее здоровья. Она не только нарушала предписания врача, но и лишала себя необходимого отдыха. Тогда ее свекор, Ребе Цемах-Цедек, сказал ей: «Еврей должен быть здоровым и сильным. Тора говорит о заповедях: «И вы будете жить в них». Это значит, что мы должны наполнить заповеди жизнью. А для этого нужно быть сильным». Потом Цемах-Цедек добавил: «Лучше есть ради того, чтобы молиться, чем молиться ради того, чтобы есть»…
Действия человека можно условно разделить на две категории. К первой категории относится все, что мы делаем ради Всевышнего, — изучение Торы, чтение молитв и исполнение заповедей. Эта деятельность может быть обозначена общим термином «служение Б-гу», или «молитва». Во вторую категорию входит все то, что мы делаем для себя, — либо для удовлетворения основных физических потребностей и желаний, которые кажутся нам существенными. Все действия, относящиеся к этой категории, подходят под термин «еда», поскольку они направлены главным образом на утоление «голода». «Лучше есть ради того, чтобы молиться, чем молиться ради того, чтобы есть».
Существует три модели поведения, связанные с категориями «еды» и «молитвы». В соответствии с одной из них человек может полностью разделить эти виды деятельности. Во время «молитвы» (т.е. во время изучения Торы, исполнения заповедей или чтения молитв) он полностью погружается в духовную сферу. В это время со стороны может показаться, что мирские, материальные проблемы его совершенно не волнуют, короче, что перед нами — цадик (совершенный праведник). Но потом, когда этот же человек начинает заниматься материальными делами — бизнесом, едой и т.п., в нем не остается и намека на праведность, духовность или возвышенность.
Другая модель предполагает, что человек сочетает «еду» и «молитву». Такой человек тщательно соблюдает Шулхан Арух (еврейские законы), но его «молитва» является лишь следствием желания удовлетворить определенный «аппетит». Другими словами, он знает, что в конечном итоге ему придется дать отчет Всевышнему, и единственный способ, которым он может заслужить вознаграждение, — это повиновение Его законам. Его «молитва» — это, по сути, вклад на счет, который окупится в будущем, это «молитва ради еды», т.е. ради удовлетворения личных потребностей.
Идеальная модель выражена в формуле «есть ради того, чтобы молиться». Молиться человек, конечно, должен. Это очевидно. Он знает, что Всевышний желает, чтобы он изучал Тору и исполнял заповеди, и хочет исполнить все повеления Всевышнего. Он не особенно заботится о небесном или земном вознаграждении. Его служение Б-гу не обусловлено обещанием вознаграждения — это Тора ради Торы. Но даже этого еще недостаточно. Необходимо, чтобы его «еда» также была связана с «молитвой», то есть все, что он делает, сосредотачивалось на праведности. Если даже он вдруг разбогател, он должен помнить, что прочное финансовое положение, богатство и материальная собственность сами по себе — не конечная цель жизни: богатство ему дано для того, чтобы он без забот, ни о чем не беспокоясь, занимался изучением Торы, с большей самоотдачей исполнял Заповеди и щедро жертвовал на благотворительность. И даже этого еще недостаточно.
Как человек богатый, он может оказывать влияние на других, так как когда богатый человек что-нибудь делает (надевает тфиллин, соблюдает Субботу, и т.п.), то все члены общины стараются следовать его примеру (пусть даже в надежде, что таким путем и они разбогатеют). В этом и заключается внутренний смысл «еды» ради «молитвы». Все наши поступки и потребности, относящиеся к категории «еды», должны быть связаны с Торой и заповедями, чтобы «жить в них».
Зов предков: арабский ребенок, еврейская судьба
Глава Торы на этой неделе называется Ахарей мот – после смерти. Вот вам история «после смерти». Эти сны начались, когда Раффику (имя изменено) было 6 лет. Во сне приходил к нему старик со светлым лицом и по-арабски говорил: «Тебе здесь не место, уходи из деревни, ведь ты — еврей. Ты сын еврейского народа». Что мог знать 6-летний мальчик, воспитанный в арабской семье в автономии либо на территориях, о таких вещах, как перепутавшиеся судьбы и зов предков? Раффик признался матери, что этот непонятный дедушка приходил во сне снова и снова и говорил ему: «Ты — еврей по матери».
Воспитывались все дети в духи страшной ненависти к евреям, и такое положение долго длиться не могло. Мать это понимала. Ей пришлось признаться сыну, что она действительно еврейка. В организации «Рука спасения для братьев» ее уже знали и так, она всякий раз откладывала предлагаемый ей план, как выбраться из чуждой среды. «Я не смогу начать все заново, я просто не смогу». И вот теперь — этот повторяющийся сон — как это объяснить сыну и самой себе? Что происходит? Она вышла замуж за араба. Некоторый процент евреек-израильтянок действительно делает такой выбор.
Университеты стараются нивелировать всякое отличие между студентами. А может, они вместе работали в гостинице. Мы не знаем точно, где они познакомились, но вряд ли это произошло на стройке, где они вместе замешивали цемент, либо на рынке, пока торговали клубникой. В простом народе как раз различия признаются и уважаются, люди не женятся «по дурке», каждый ценит свой этнос и веру отцов. Но, так или иначе, откуда-то возникший арабский парень увез ее к себе в деревню, родился сын, и еврейскую душу нашей героини «закатали в асфальт».
Сотрудники организации «Рука спасения для братьев» пытались выходить на контакт, однако она не желала слушать. Но вот теперь проблема — Раффик. Раз она уже призналась ему, что она — еврейка, стало быть, следующий шаг — говорить и с его отцом. Но там не с кем говорить…Наступил Песах (она это знала), и тут пришел к ней во сне ее собственный отец (с того света) и сказал решительно: «Надо действовать, дочь моя, уезжай оттуда!» И даже во сне она упрямо пыталась ему еще что-то возражать… Но, проснувшись, осознала: это все неспроста. «Я согласна, вы можете меня вывезти с ребенком», — позвонила она сама в организацию по спасению.
Они с сыном знали, что отцу идти в ночную смену работать. Работал он на бензоколонке. Они быстро собрали самое необходимое, и план удался. От разговора до собственно выезда из деревни прошло… лишь два часа! Они оказались среди евреев, им сняли квартиру под Беэр-Шевой, для Раффика был выделен специальный наставник. Он обучал мальчика ивриту и подготавливал к решающему шагу — поступлению в школу. Звали этого учителя Меир.
Рафаэлю было уже около 10 лет. В школе он акклиматизировался нормально, языком овладел, стал похож на всех еврейских детей своего возраста. На летних каникулах мама повезла его в город Нетивот, там были кое-какие дела. Вдруг сын увидал фотографию праведника Баба Сали (р. Исраэль Абухацира) на одном из зданий. Он вспомнил, что это тот самый человек, который приходил к нему во снах. Мальчик заплакал от сильных чувств. Мать объяснила ему — это же Баба Сали! — Так пойдем к нему! Прямо сейчас! Пусть он увидит, что я его послушался! — требовал Рафаэль.— Его нельзя навестить… — мать хотела, чтобы ребенок не расстраивался, и не знала даже, как ему сказать, Баба Сали среди нас нет с 1984 года. — Но можно прийти на его могилу, — сказала она.— Так пойдем! Где его могила?— В городе Нетивот, — вспомнила женщина.
Это было явно не простое совпадение. Они как раз оказались в Нетивот! …Так вот кто изменил ее жизнь, напомнил ей через ребенка о ее корнях! Вот кому удалось позаботиться об их семье! Теперь ей стало ясно, откуда столько чудес. …Пришло время начать приготовления к бар-мицве мальчика. Он очень просил, чтобы место проведения ее было там же, в Нетивот, рядом с Баба Сали — в синагоге при мемориальном комплексе. Он выучил все, что нужно, а его наставник помог обеспечить празднование действительно там, где мальчик и просил.
И вот, в прошлый четверг — эта завершающая фаза нашего рассказа относится к буквально нынешнему времени — Рафаэлю отпраздновали бар-мицву в уютной обстановке, весело и сердечно. Не поверите, какая недельная глава тогда читалась — «Итро»! Как раз весь еврейский народ получал Тору, и наш Рафаэль — вместе с ним. Были там и марокканский певец с восточной музыкой, приглашенный Меиром, и сотрудники организации «Рука спасения для братьев», знавшие всю историю подростка, и родня его матери.
Но перед этим случилось еще одно интересное обстоятельство. За 30 дней до того, в день первого наложения тфиллин, его наставник Меир Рошель задумал привезти мальчика в тот дом и в ту комнату, где Баба Сали учился, молился и принимал гостей. Для этого созвонились с рабанит Симой и получили примерный адрес для визита. Но Меир не знал, где находится дом, он думал спросить уже на месте, как подъедет. И тут мальчик попросил его остановить машину, указывая на здание: «Вот тут, мы приехали! Это он!» Меир не поверил своим ушам. Он припарковался, и еще до того, как это подтвердили прохожие, бывший «арабский мальчик» уверенно подошел к искомому дому. Он просто знал, где искать Баба Сали, и сам справился, будто бывал там, и не раз. Это просто удивительно. Не иначе, как сам Баба Сали его направил. Как направлял все важные шаги в его жизни.
Глава Торы на этой неделе называется Ахарей мот – после смерти«Никто не сможет остаться в стороне»,— сказано в древнем пророчестве. Когда Мошиах соберет все души и вернет их к истокам — как это произошло в нашей истории — они все притянутся, будто магнитом, в правильное время и в должном месте. Да будет так!