Проявление сочувствия ближнему путем оказания ему материальной или нравственной поддержки является одним из важнейших предписаний в иудаизме. Шеф-повар Борис Сионов, работающий на одной из баз Армии Обороны Израиля, следует этому предписанию на протяжении 17 лет. Он договорился со своим начальством о том, что будет забирать домой излишки продуктов, раскладывать и упаковывать их, а затем раздавать нуждающимся.
Этой работой Борис занимался на протяжении 15 лет в городе Рамле. Здесь ему помогали бывший тогда депутатом Кнессета Амнун Коэн, и активист общины, ныне заместитель мэра Авраам Джураев. Примерно два года назад Борис переехал жить в город Ор-Иегуда, поближе к сыну и дочери. На новом месте он продолжил свою благотворительную деятельность. Заместитель мэра Авраам Борухов подсказал Борису какие люди нуждаются в помощи. И сегодня он, уже в своем доме в Ор Иегуде, как и раньше развозит 30-40 порций в бэйт кнесет, нуждающимся старикам, которые живут без жен, одиноким женщинам.
Эстафету благотворительности перенял и сын Бориса Сионова – Яков. Он – мастер по наладке лифтов. Но, как только выдается свободная минута, Яков занимается помощью членам общины, всем израильтянам. Он содержит специальный склад со стульями и столами, которыми бесплатно пользуются люди по необходимости. Яков также активно участвует в большом общеизраильском благотворительном проекте «Ядидим» (Друзья). В эту волонтерскую организацию обращаются, если возникла необходимость в кабеле для подзарядки аккумулятора. Затем – замена колеса, если спустила покрышка. Случается, что люди оказывались без бензина, без масла или воды для автомобиля. И отдельная тема – спасение ребенка, обнаруженного в машине.
В «Ядидим» люди обращаются за помощью, например, когда нужно вызволить людей из застрявшего лифта. И вот здесь специализация Якова Сионова пришлась очень кстати. Сегодня Яков – один из самых активных членов этого волонтерского объединения, которых в целом по стране насчитывается примерно 20 тысяч человек. Работы у них много. Ведь ежедневно «Друзей» просят о помощи от 1800 до 2300 человек.
– В семье Сионовых благотворительность – традиционная ценность, – рассказывает бывший депутат Кнессета, председатель объединения друзей Всемирного Конгресса бухарских евреев Амнун Коэн. – Я много лет знаю Бориса, он долго работал гизбаром бэйт кнессета. Активно участвовал во всех благотворительных проектах общины. Потому, не удивительно, что Яков старается в деле благотворительности быть похожим на своего отца. Но есть еще одна важная деталь. И Борис, и Яков продолжают традиции благотворительности, которые пришли к ним от их деда Сиона Ионатанова.
В годы перед началом Второй Мировой войны Сион был меламедом – преподавателям Торы в Шахрисябзе. В те времена это было не самое безопасное занятие. На Сиона даже был написан донос и когда за ним пришли из соответствующих органов, то Сион просто упал в обморок. К слову, этот обморок спас его от последствий. Представители власти подумали, что Сион до смерти испугался и решили на какое-то время оставить его в покое. Сион воспользовался предоставленной ему возможностью и срочно уехал в Самарканд, где уже более осторожно продолжил преподавание Торы. Многие бухарские евреи запомнили Сиона Ионатанова, как богобоязненного человека, готового всегда прийти на помощь к другому еврею.
– Добавлю к сказанному, что такая эстафета благотворительности очень характерна для многих бухарских евреев, – продолжает Амнун Коэн.
– Яркий и всем известный пример – семья президента Всемирного Конгресса бухарских евреев Льва Леваева. Его дед и отец раввины Звулун и Авнер Левиевы, да будет благословенна их память, останутся в истории нашей общины как люди, готовые прийти на помощь каждому еврею, который попал в тяжелую жизненную ситуацию. Их эстафету продолжил Лев Леваев, которого сегодня уже поддерживают его дети, пожертвовавшие солидные суммы на проект «Кимха де писха».
Будем объективными, большинство из нас не могут помогать нуждающимся в том объеме, как это делает семья Льва и Ольги Леваевых. Но, с другой стороны, каждый человек может делать то, что позволяют ему его возможности. Было бы желание. Ведь нашли же свое место в большой эстафете благотворительности Борис и Яков Сионовы, которые, я уверен, станут добрым примером и для своих потомков. Что же мешает многим другим тоже встать в ряды благотворителей, оказать посильную помощь нуждающимся бухарским евреям, всем израильтянам.
В Талмуде благотворительность обозначается словом “цдака”, что буквально переводится как “праведность” или “справедливость”. Уже одно это говорит о том высоком нравственном смысле, которое уже в древности евреи вкладывали в сам факт оказания помощи ближнему: берущий обретает материально, дающий – духовно. Не случайно, по мнению наших законоучителей, “цдака по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым”, а мир стоит на трех основах: на Торе, служении Богу и благотворительности.
Притча гласит, что у рабби Акивы римский претор Тиний Руф спросил:
— Если ваш Бог так любит бедных, почему же Он сам не обеспечивает их?
— Чтобы дать возможность живущим творить добро, – ответил мудрый рабби.
Так давайте же творить добро, каждый на своем месте и в меру своих возможностей.
Записал Леонид Елизаров