Так называется спектакль, который был поставлен по пьесе Виктора Бохмана 22 марта 2022 года на сцене Театра миниатюр, недавно созданного в рамках Культурного Центра бухарско-еврейской интеллигенции “Муза” в Бат-Яме. “Муза” существует с 2009 года, ее основатели и бессменные руководители: поэт, педагог- музыковед Роберт Бангиев и оперная певица Мирьям Юсупова-Бангиева. Они же и активистка “Музы” Маргарита Беньяминова выдвинули и воплотили в жизнь идею создания нового театра, директором которого стала Маргарита.
Автор пьесы – Виктор Бохман (Лебедев) – один из самых активных деятелей Бухарской общины в Израиле, специалист по литературе и фольклору евреев восточных общин и еврейско-мусульманским культурным взаимосвязям, профессор, доктор филологических наук. Член Союза писателей Израиля, председатель Форума культуры Всемирного Конгресса бухарских евреев. Он родился в 1940 году в Ленинграде. В 1962 году окончил с отличием Восточный факультет Ленинградского университета и затем 28 лет был научным сотрудником Публичной библиотеки в Ленинграде. В 1990 году Виктор основал Институт иудаистики и еврейской культуры в Ленинграде и был его директором. Он также преподавал иврит в России, был приглашенным профессором ряда университетов и награжден медалью «Ветеран труда». В 1992 году Виктор Бохман репатриировался в Израиль. Здесь работал в Институте Бен-Цви в Иерусалиме и различных учреждениях в ТельАвиве, читал отдельные лекции в Хайфском, Тель-Авивском и Бар-Иланском университетах. Он автор более ста научных работ и также активно занимается литературным трудом.
Виктором издано восемь книг, среди которых сборник арабских народных сказок, сборник стихотворений «Жизнь продолжается», комедия «От Намангана до Рамат-Гана», три повести: «Как я выжил», «Сны поэта», «Азайро из Ходжента». Особенно мне хочется выделить его большую книгу «Внуки Авраама», которую можно назвать в какой-то степени итоговой и автобиографической. В нее вошли поэмы, стихотворения, переводы, очерки из истории науки, немного публицистики, некоторые пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы, повести и две пьесы.
Одна из пьес – это «Дед Мороз и три царицы Эстер», на основе которой и состоялась премьера в бухарском Театре миниатюр в помещении матнаса «Кинерет». Написанная в жанре комедии, она посвящена жизни бухарских евреев в одном из городов Израиля в наше время. В пьесе всего пять ролей. Это – Арихай (Алексей), глава семьи, Мазаль – его жена, Ира – их дочь, Женя (Евгений) – ее муж, Тереза – его мать. Пьеса полностью отвечает жанру комедии – в ней много смешных ситуаций, положений, остроумных выражений и шуток, так соответствующих празднику Пурим, во время которого происходит действие. Хотя пьеса написана и поставлена на русском языке, в уста главных героев – супругов Арихая и Мазаль вложены некоторые бухарско-еврейские слова и выражения, что вместе с бухарскими песнями и танцами придает спектаклю неповторимый национальный колорит. Он смотрелся с неослабевающим интересом на всем протяжении и часто вызывал смех публики в зале матнаса.
Успеху спектакля во многом способствовала прекрасная игра актеров. Прежде всего хочется назвать Маргариту Беньяминову, по совместительству директора нового театра, которая в спектакле исполняет роль Терезы (породнившейся с семьей бухарских евреев дочери потомков беженцев из Польши времен Второй мировой войны). Маргарита принадлежит к известной музыкальной династии. Ее прабабушка и бабушка по линии отца – Това Урус и Михаль Керкиги были созанда (народными певицами и танцовщицами), искусством которых наслаждались в свое время женщины из семьи бухарского эмира. Дед – Гавриэль Беньяминов – был известным певцом и музыкантом. Отец – ветеран искусства, ныне здравствующий Сасон Беньяминов (1929 года рождения), народный артист Узбекистана, профессор, много лет был ведущим солистом Театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте (баритон), преподавал в Ташкентской консерватории; в Израиле выступал в качестве режиссера и исполнителя главных ролей в бухарско-еврейских музыкально-драматических театрах в Тель-Авиве и Рамле; до недавнего времени также занимался подготовкой молодых хазанов для бухарско-еврейской общины. Маргарита Беньяминова – выпускница Ташкентской консерватории, была одной из первых женщин – хоровых дирижеров в Узбекистане, заместителем директора музыкального училища в Ташкенте. Ее дочь Элла Галибова пошла по ее стопам, также окончила дирижерский факультет Ташкентской консерватории, в Израиле руководит детским хором, преподает и успешно выступает как композитор (автор около 50 песен).
Режиссер-постановщик спектакля – Ирина Абаева. Ей принадлежит и музыкальное оформление спектакля, и общее оформление сцены. Она играет главную женскую роль – Мазаль. Ирина окончила в своей родной Бухаре музыкальное училище по классу баяна и до репатриации преподавала игру на этом инструменте. Уже тогда проявился и ее актерский талант: она выступала перед земляками в юмористических сценках вместе со своим супругом Рафаэлем Абаевым (З”Л). В Израиле, быстро освоив иврит, она была принята на работу в тель-авивскую ирию, где работает до настоящего времени в отделе внешкольного образования. Совершенствуя свое актерское мастерство, училась на соответствующих курсах. Вскоре после появления театра Шимона Пулатова, стала его ведущей актрисой, но не ограничиваясь только сценой этого театра, выступает и на других площадках, одинаково свободно и интересно на трех языках: русском, бухарско-еврейском и иврите. И.Абаева – член Форума деятелей культуры Всемирного Конгресса бухарских евреев. Данный спектакль – ее режиссерский дебют, довольно удачный (по отзывам зрителей и автора пьесы).
Ирина Абаева, выросшая на глазах своих зрителей в профессиональную актрису, оказалась единственной таковой среди пяти участников спектакля. Остальным выходить на сцену в качестве актеров ранее не приходилось. Ирине пришлось выступить еще и в роли педагога, и с этой ролью она также прекрасно справилась. Репетиции одноактного спектакля шли два года, и за это время уровень игры его участников значительно вырос. Актеры овладели искусством перевоплощения и некоторыми другими элементами этого мастерства, позволяющими зрителям поверить в подлинность происходящего на сцене.
Дина Калонтарова играет роль Иры – дочери главных героев. Ее путь в искусство в чем-то схож с Ириной Абаевой. Дина окончила музыкальное училище в Самарканде по классу аккордеона и до репатриации преподавала игру на этом инструменте. Обладая красивым голосом и хорошей дикцией, с юных лет занималась декламацией стихов и выступала в этом амплуа также в Израиле, в частности, в “Музе”. Ее приглашение в театр стало естественным и оправдало себя.
В пьесе две мужские роли. Роль главы семьи – Арихая исполняет Илияу Чульпаев, ранее никакого отношения к театрам не имевший. Правда, смолоду проявил талант художника, что позволяло ему успешно овладеть специальностью гравера по камню. Кроме того, у него есть опыт публичных выступлений: он читает лекции по еврейскому воспитанию для членов своей общины. Помогло ему войти в роль и блестящее знание бухарско-еврейского языка и фольклора.
Арон Ашеров (как и Дина Калонтарова) когда-то участвовал в школьной самодеятельности, но с тех пор многие годы ограничивался лишь ролью зрителя. Основная его специальность – инструктор по туризму. Он ведет экскурсии из Израиля в Узбекистан, Азербайджан и Грузию. С детства серьезно увлекся шахматами. Сегодня он кандидат в мастера, участвует во многих больших соревнованиях и преподает шахматы в школах и кружках. Шахматы стали его второй специальностью. А теперь приобщился к театру, интересно сыграв в спектакле роль Жени – сына Терезы и зятя главных героев.
Участники спектакля выражают благодарность всем, кто помогал в его подготовке. Это руководители центра “Муза” Роберт Бангиев и Мирьям Юсупова-Бангиева. Это директор матнаса “Кинерет” Йоси Дайян и его заместитель Дорон (на территории этого матнаса находится “Муза”). За короткий срок эмблему театра создал художник Роман Катаев, участвующий в оформлении многих мероприятий “Музы”. Видеозапись спектакля осуществляли Борис Исхаков, Эмануэль Алаев и Альберт Чульпаев. В качестве звукооператора выступил Амнон Муратов – известный в общине писатель, поэт, музыкант и композитор.
Еще раз отметим огромный труд, проделанный директором Театра Миниатюр Маргаритой Беньяминовой и режиссером Ириной Абаевой по созданию нового театрального коллектива и этого спектакля. Я от души поздравляю автора Виктора Бохмана, всех участников спектакля и тех, кто им помогал, с успехом первой премьеры театра Миниатюр и желаю им новых творческих побед!
Вячеслав Давыдов (Барух),
Доктор искусствоведения, член Союза писателей Израиля
Фото автора