Есть официальный статус!

##Прекрасная новость для общины бухарских евреев США и Канады. Раввинатский суд общины бухарских евреев США и Канады официально признан советом главного раввината Израиля в качестве суда, который имеет право заниматься вопросами брака и развода, а также проводить процессы гиюра для тех людей, которые желаю присоединиться к еврейскому народу

– Это действительно радостная новость, – рассказывает, специально для газеты «Менора», главный раввин общины бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев. – Приведу только один пример. Последние десять лет ни один раввинатский суд в диаспоре не получал подобного статуса. Теперь мы официально вошли в систему раввинатских судов еврейского народа.  Почему это произошло? Для этого были созданы необходимые условия. Прежде всего мы даяны – заседатели раввинатского суда в Нью-Йорке получили специальное образование и дипломы, признанные главным раввинатом. И теперь суд работает в составе трех человек: преседатель суда (ав дин) рав Шломо Ишай Рабин, члены суда (даяним) рав Хаим Ашер Арканжи и рав Барух Бабаев.

Главный равввин общины бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев

– Рав Барух, у вас тоже есть диплом даяна?

– Да, я получил такое образование тоже. Многие из бухарских евреев, живущих в Нью-Йорке, кто приходит сегодня ко мне за советом, с радостью узнали, что я буду заседать в раввинатском суде. Вы же понимаете, что людям намного легче обращаться за помощью к своему раввину, человеку, которого они хорошо знают. Ведь в суд приходят или в трудную минуту или, когда необходимо решить проблему, которая может изменить всю жизнь человека.

– Председатель суда рав Шломо Ишай Рабин, как известно, проживает в Израиле…

– Я понимаю ваш вопрос, не продолжайте. Рав Шломо прилетает к нам на заседания суда. Нам важно было видеть во главе раввинатского суда бухарских евреев такого крупного специалиста как рав Шломо, не забывайте, что он прямой потомок рава, которого звали Пинхас а-гадоль, он представитель славной династии раввинов и даянов, которой уже более 200 лет. Работа у нас происходит так. Мы вместе с равом Арканжи принимаем дела, разговариваем с людьми, готовим процесс. Рав Шломо получает все документы по электронной почте и на заседания суда прилетает уже подготовленным.

– Раввинатский суд бухарских евреев США и Канады единственный, как вы сказали, получил свой статус за последние десять лет. Чем вы объясняете такое единодушие духовных лидеров нашего народа, которые наделили вас столь важными полномочиями?

– Неоьходимо подчеркнуть, что мы получили наш статус не сразу. Такие решения советом главного раввината не принимаются легко. Нашу работу изучали, к нам присматривались. С нами беседовали главные раввины Израиля рав Ицхак Йосеф и рав Давид Лау. К слову, они оба побывали в Нью-Йоркском Центре и видели условия, в которых начал работать раввинатский суд.  Мы тоже приезжали в Израиль и были на приеме у главных раввинов, общались с видными специалистами религиозного права, получили все необходимые консультации и начали свою работу. И только по прошествии некоторого времени, увидев результаты нашей работы, уважаемые члены совета при главном раввинате приняли свое решение.

– Вы действительно считаете, что для бухарских евреев нужен свой особый раввинатский суд? Разве бухарские евреи не могут пойти в обычный раввинатский суд?

– Раввинатский суд специально для бухарских евреев очень нужен и очень важен. Поясню свою мысль. Да, каждый бухарский еврей может обратиться в общий раввинатский. Но, как показывает практика, именно в нашем суде бухарскому еврею легче решать свои проблемы. Ведь мы говорим на одном языке, бухарском или русском, а если нужно, то и на английском. Но главное – мы понимаем ментальность наших людей. Поверьте, это очень важно, понимать ментальность. Мы спасаем многие семейные пары, которые в обычном суде могли бы уже давно получить гет. А в гражданском суде им бы вообще автоматически выдали свидетельство о разводе. Мы внимательно разбираем каждый случай, говорим с людьми. Недавний пример. Пришли муж и жена разводиться. Развод — это всегда большая трагедия для мужа и жены, для их детей и родственников. Но почему наша пара решила разводиться? Мы начали искать причину. Выяснилось, что проблема, в принципе не большая. Дело в том, что муж родился еще в Узбекистане, а его супруга родилась в США, разное воспитание, разная ментальность. Сориться начали буквально по пустякам, не пытаясь понять друг друга. Мы провели с ними соответствующие беседы. Семья сохранилась.

– Как вы это сделали, поделитесь секретом?

– Каждый случай требует индивидуального подхода, который базируется на профессионализме. Расскажу притчу, которая может быт ь полезна всем семейным парам. В одной семье муж и жена часто ругались. А рядом жили душа в душу соседи. Муж первой семьи решил пойти к соседям в гости, чтобы понять, почему у них не бывает крика и ссор. И вот он сидит за столом, хозяйка дома накрывает на стол. И откладывает в сторону дорогую вазу. Ее муж неловко оборачивается, задевает вазу, ваза падает и разбивается.

– Прости меня дорогая я был такой неуклюжий, – говорит своей жене хозяин дома.

– Нет это я виновата, это ты меня прости, ведь я поставила вазу в такое неудобное место, и не предупредила тебя….

Когда гость вернулся к себе домой, то его супруга спросила: «Так ты понял, почему наши соседи не ругаются?»

– Понял, – ответил мужчина, – просто в их семье все всегда «виноваты». А в нашей в семье все всегда «правы»…

– Хорошая история. Чувствуется, что у вас хорошее настроение. Это связано с получением статуса?

– Да, но не только. Несколько дней назад мы прилетели из Объединенных Арабских Эмиратов.  Там проходил 22 съезд Всемирного Конгресса бухарских евреев. Вел съезд наш президент Лев Леваев. В Эмиратах мы подвели итоги большой благотворительной кампании. Ведь мы в США собрали 700 тысяч долларов для семей бухарских евреев в Израиле, которые нуждаются в помощи. Это грандиозное событие, которое означает, что бухарские евреи возвращаются к традициям своих предков, к традициям благотворительности и помощи, благодаря которым был построен бухарских квартал в Иерусалиме, благодаря которым в начале прошлого века содержались ешивы и больницы на деньги наших евреев из Самарканда, Бухары и других городов Средней Азии. Мы возвращаемся к тем традициям, мы вновь становимся благотворителями. Разве это не прекрасно?

–  Вы правы, это действительно здорово. Подведем итоги нашей беседы. Итак, бухарский еврей, живущий в США или Канаде, теперь может обратиться в раввинатский суд, который обладает необходимым статусом и полномочиями для решения определённых вопросов…

– Именно так. В исключительную юрисдикцию нашего суда входят вопросы брака и развода. В случае, если кто-либо из супругов подал иск о разводе, раввинатский суд правомочен принимать решения и по другим вопросам, связанным с разводом (например, об уплате алиментов и месте проживания детей), но при условии, что эти вопросы не находятся на рассмотрении другого суда с параллельной юрисдикцией. В этом случае раввинатский суд получает исключительную юрисдикцию на рассмотрение этих вопросов. Кроме того, в компетенцию нашего раввинатского суда входит проведение гиюра.

– Главный раввин общины бухарских евреев США и Канады, рав Барух Бабаев, я благодарю вас за это интервью.

– Пользуясь случаем, хочу поздравить президента Всемирного Конгресса бухарских евреев Льва Леваева и его супругу Ольгу, бухарских евреев во всем мире, весь еврейский народ. С праздником Свободы. Хаг Песах кашер всамеах!

Интервью записал Леонид Елизаров