«Бамидбар»

Глава Торы «Бамидбар» открывает четвертую книгу Торы, которая называется «Бамидбар», а также«Книгой Чисел». Эту главу всегда читают перед праздником Дарования Торы — Шавуот. Название «Числа» объясняется содержанием первой главы книги, которая начинается с Божественного повеления пересчитать еврейский народ. Интересным свойством счета является то, что качества и особенности подсчитываемых объектов никак не влияют на метод исчисления.

Таким образом, в процессе древней переписи евреев и величайшего из них считали за единицу, и не более, и самого «незначительного» тоже считали за единицу, и не менее. В умственных способностях, эмоциональном складе, во всех чертах характера и личности человека всегда есть значительные индивидуальные вариации: каждый еврей чем-либо отличается от другого. В нашем народе наряду с людьми выдающегося интеллекта и тонкости встречаются люди невоспитанные и необразованные. Но у всех нас есть одно общее — «нешама» (Божественная душа), являющаяся истинной сущностью каждого еврея. Ярким примером такого равенства является необходимый для проведения молитвы кворум — «миньян» (десять взрослых мужчин). Если не хватает хотя бы одного еврея, будь он даже тринадцатилетним, молитву проводить уже нельзя, даже если остальные девять — великие раввины и ученые!

Подобным же образом, если бы во время Дарования Торы не доставало хотя бы одного из шестисот тысяч евреев. Тора, избави Б-г, не была бы дарована даже величайшему еврею. Каждый год, когда наступает праздник Дарования Торы, мы как бы вновь проводим перекличку, в которой должен быть учтен каждый еврей, ибо каждый еврей — полноценная «единица». У каждого еврея есть своя дарованная Б-гом доля в Торе, поскольку душа еврея неразрывно связана с Торой. Некоторые из нас, пожимая плечами, говорят: «Иудаизм — не для меня». Они хотят показать, что не принадлежат к «этой компании». Урок вышеизложенного для них заключается в том, что в силу присутствия в них Божественной души, им тоже принадлежит доля в Торе. Как бы небрежно они ни относились к соблюдению религиозных традиций, в каждом из них живет «нешама», поэтому, несмотря ни на что, каждый из них — полноценный еврей — не меньше, чем единица.                                               

В нашей главе Торы «Бамидбар» рассказывается о том, какой была стоянка евреев в пустыне, и как там располагалось каждое из колен. Как мы знаем, рядом с семьей Кеата, в которую входил и Корах, находилось колено Реувена. И так случилось, что некоторые из семейства Реувена вовлеклись в спор Кораха и получили наказание вместе с ним. Поэтому сказали наши мудрецы: «Горе злодею и горе его соседу». В соответствии с мидрашем «Танхума», это влияние соседа было поверхностным. С той же стороны, где расположились сыны Кеата, были колена Реувена, Шимона и Гада. Но только люди из семейства Реувена вовлеклись в спор. Находящиеся ближе к Кораху, попали больше других под его влияние. На них повлияло соседство.

В том же мидраше сказано о колене Йеуды, находившемся возле Моше и Аарона: «Счастье праведнику и счастье его соседу. Эти три колена, расположившиеся возле Моше и Аарона, стали великими в Торе». Не только колено Йеуды, находившееся ближе всего к Моше и Аарону, получило их влияние, но и все, находящиеся на той стороне колена, включая Иссахара и Звулуна. Это было не только внешнее влияние, но и внутреннее. Соседство с Моше и Аароном изменило суть находящихся рядом с ними людей так сильно, что они сами стали великими в Торе. Благодаря таким соседям они обрели новое понимание жизни, хорошие качества характера, уважение людей.

Разница между хорошим и плохим соседом очень велика. В то время, как плохой сосед воздействует только поверхностно, хороший сосед оказывает внутреннее, сущностное влияние. Для того, чтобы избежать вовлечения в спор, нужно изучать Тору. Чтобы учеба была полноценной, помогала жить и принимать нужные решения, нужно отдалиться от всяческих споров до самых их отдаленных пределов.

Главу «Бамидбар» всегда читают перед праздником Шавуот, временем дарования Торы. Тора была дана нам, чтобы обеспечить мир на земле. Она была дана евреям, которые в тот момент находились в состоянии полного единства: «Как один человек». Путь к достижению двух целей — отрицание споров и возвышение в Торе — лежит в присоединении к праведнику. Праведник занимается Торой в форме мира и единства, и тот, кто близок к нему, получает влияние такого уровня, что сама суть его неотвратимо меняется в лучшую сторону.

В нашей недельной главе говорится о даровании Торы. Ее название — «Бамидбар» — означает «В пустыне». Всевышний дал еврейскому народу Тору именно в пустыне, хотя мог сделать это в любом другом месте. Он мог дать ее евреям перед выходом из Египта или после того, как они прибыли в Землю Израиля. Но Всевышний даровал евреям Тору в пустыне. Есть множество причин и объяснений этому факту. Одна из причин заключается в том, что Всевышний хотел, чтобы евреи находились в полной зависимости от Моше. В пустыне нет людей, и на каждом шагу подстерегает опасность. В ней невозможно найти пищу или кров. Но благодаря заслугам Моше, в пустыне у евреев были пища, вода и даже облака, со всех сторон окружавшие их. Кроме этого, именно в пустыне евреи поняли необходимость радости в службе Всевышнему. И в это тоже была заслуга Моше.

Иудаизм без радости может превратиться в набор ритуалов, а Тора — в один из «религиозных догматов». Но выполняя заповеди и изучая Тору с радостью мы понимаем, что это живое учение. Странствия по безлюдной пустыне привело евреев к смирению, которое является предпосылкой для радости. Евреи осознали, что у них нет ничего своего. Но основным источником еврейской радости является связь с Моше, как сказано в Торе после расступления Тростникового моря: «И поверили евреи в Б-га и Моше, Его раба… и тогда запели». Именно поэтому хасиды, последователи учения Баал-Шем-Това, прославились своим веселым нравом. Ведь они были связаны с Баал-Шем-Товом, «Моше» их поколения.

Это же относится к продолжателям учения Баал-Шем-Това в каждом поколении, включая наше в котором главой является Любавичский Ребе. И в наше время — Дни Мошиаха — один из атрибутов является радость, как сказано в Псалмах: «Тогда наши уста наполнятся смехом». И это «тогда» уже наступило в наши дни!

35-летний рабби Хаим Витал, великий ученик Ари увидел во сне знакомого ему доброго еврея Ицхака по кличке Амиго. Тот умер от болезни печени года три назад, а ныне пришел с того света, чтобы просить исправление душе своей. И сказал так: «Рабби, подними меня (т.е. вознеси меня своими молитвами на более хороший уровень)! Я сам к тебе приду, чтобы ты меня исправил». За него ходатайствовали также рабби Йосеф Каро и р. А. Ландау, которые стояли во сне посреди высокой синагоги, как если бы шла молитва. …И не нашелся рабби Хаим, что ему ответить, и ничего не обещал. Проснувшись, он хорошо помнил сон и просьбу Амиго. Шла Ханука, приближалось новомесячье Тевета. Мы с другими учащимися, членами братства, товарищами («хаверим» — это последователи АРИ из Цфата, сплотившиеся вокруг рабби Хаима) занимались изучением талмудического трактата «Хагига», желая завершить его и устроить праздничную трапезу в честь Хануки, а заодно и новомесячья.

Наша учеба проходила около Мерона в Эйн-Зейтим в помещении, которое можно назвать крытой террасой. Сон свой я как раз рассказал товарищам. Ученики заметили, что у исмаилитов отбился теленок, которого вели на убой. Убежал он от них так, будто спрятаться хотел. Поведение его было необычным. Он забежал к нам не только в дом, но и на саму террасу. Я сказал учащимся изловить его, но тут он сам подошел, забрался на лавку, уперся передними ногами в край стола с книгами и стал смотреть на меня. Его влажные глаза будто источали слезы. Тут вспомнил я, что Амиго при жизни своей страдал от печени. Я сделал знак и повелел, чтобы приготовили нам этого бычка молодого на трапезу. Предупредил, что при осмотре печени нужна особая осторожность, так как (по причинам, известным читателю) и т.д.

При проверке после кошерного забоя, действительно, обнаружился изъян печени, которая была поражена и изъедена, но подлежала очищению, не делая саму тушу некошерной. Сказал я, чтобы ее прочистили хорошенько, убрали запрещенный жир и оставили все то, что разрешено в пищу. Вычистив внутренности и просолив, как положено, ученики приготовили мясо теленка для трапезы, которую вкушали затем в этот ханукальный вечер новомесячия. Участвовали в трапезе только посвященные в тонкости того, как направить свои мысли и устремления во время еды. Когда я заснул ночью, снова пришел ко мне Амиго. Он выглядел гораздо счастливее и принялся меня благословлять. «Дай Б-г, чтобы тебе и твоему потомству было так хорошо, как мне сейчас!» — сказал он, сияя.                                                                                                     

Все это, имеет особое значение для нашей эпохи, в которой надежда и «Я верю каждый день, что он [Мошиах] придет» должна быть с большей силой и большей энергией, пока мы не сможем физически увидеть истинное и полное Освобождение с нашим праведным Мошиахом. Заповедь, которая обладает уникальной свойством, чтобы ускорить Освобождение, это «цдака» — «велика „цдака“ ускоряющая Освобождение», в каждом еврейском доме, должна быть коробочка для цдаки, желательно, несколько. Поэтому ясно, что следует увеличить благотворительность.

Предпочтительно, чтобы это увеличение происходило сразу, так что и Освобождение (которое приходит благодаря этой заповеди) также должно прийти сразу. Тем более, что «нет с нами того, кто знал бы, доколе [это будет продолжаться]», поэтому может быть, единственное, чего не хватает, чтобы приблизить Освобождение, это не более, чем дать несколько монет на благотворительность!

Как заявляет Рамбам в не подлежащем дискуссии законе: «Каждый человек… должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями… Сделает он хотя бы одно доброе дело — и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира». Это означает, что действие одного человека, взрослого или ребенка, который дает монету на благотворительность, приносит ему и всему миру «спасение и избавление» истинного и полного Освобождения.