«Эмор» — так называется наша недельная глава. Слово «Эмор» означает — «Скажи». Тора предписывает это всем евреям. Но что нужно сказать? Сказано в комментариях на Тору, что все высказывания Всевышнего называются «Духовно чистые», так как все они сбываются. Этим Всевышний отличается от обычного правителя, который может пообещать что-либо, а потом не выполнить. Всевышний — это сама истина, поэтому все, что Он сказал — сбывается. Все евреи связаны со Всевышним, поэтому и высказывания евреев сбываются! Необходимо всегда стараться уберечь свои уста, чтобы, не приведи Г-сподь, не сказать что-либо плохое про другого еврея!
Ребе объясняет, что наша недельная глава призывает нас говорить о евреях только хорошие вещи! Как пишет РАМБАМ: «Есть заповедь любить каждого еврея, поэтому о евреях говорят только хорошо». По РАМБАМу мудрец это тот, кто «говорит о ближнем только хорошее и никогда его не упрекает и не ругает». Из этого мы учим, что каждый еврей обязан говорить о других евреях только хорошее и никогда не упрекать других. Даже если мы видим, что другой еврей поступает не хорошо, надо всегда стараться найти оправдание этим поступкам. Надо попытаться разобраться, почему другой еврей так поступил и никогда не говорить о нём плохо.
Как слова Всевышнего святы и всегда сбываются, также всегда сбывается все то хорошее, что один еврей говорит о другом. Само доброе высказывание о другом человеке пробуждает в нем хорошие черты, которые иногда бывают спрятаны глубоко в сердце, и это дает еврею силу и желание поступать только хорошо, как о нем говорят! Наша недельная глава читается в то время, когда мы ведём исчисление Омера. В этот период мы придерживаемся определённых законов траура в память о 24000 учеников рабби Акивы, которые умерли только из-за того, что не испытывали уважение друг к другу и возможно даже плохо высказывались один о другом. Этот период — исчисление Омера — напоминает нам о том, что надо говорить только хорошее. «Эмор» — «Скажи». Скажи хорошее о другом еврее!
В начале главы «Эмор», Тора наказывает коэнам не оскверняться мертвецами. Но говорит это Тора так: «Говори это коэнам — сыновьям Аарона — и скажи им». Эта двойная форма «говори» и «скажи» приводится для того, чтобы, как это объясняет РАШИ: «Предупредить взрослых о детях» (что взрослые обязаны следить за выполнением запрета детьми). Это не впервые, когда Тора предупреждает взрослых о детях. Мудрецы говорят, что указание подобного рода говорится о трёх вещах: о запрете поедания насекомых, о запрете на употребление в пищу крови и о запрете осквернения коэнов.
Почему же именно на примере этих трёх запретов Тора считает необходимым подчеркнуть важность воспитания (младших)? Это потому, что в отношение этих трёх вещей воспитывающий может прийти к отчаянию, и поэтому Тора считает необходимым оказать ему поддержку. Особенностью поедания насекомых является то, что еврейской душе это отвратительно. Особенностью употребления крови является то, что евреи были привычны к этому. Особенностью осквернения коэна [как и остальные ритуальные осквернения] является то, что это находится свыше разума и понимания.
Отсюда мы учим три важнейших правила в воспитании: 1) Когда человек сталкивается с порочными ситуациями или с грубым поведением, то он может подумать, что в такой ситуации нет никакой возможности сделать что-либо хорошее. Тора в этом случае говорит, что даже когда речь идёт о человеке, поедающем насекомых, что означает собой, что этот человек ведёт себя совсем не по человечески, то всё равно существует обязанность воспитания такого человека и возвращения его на правильный путь. 2) Существует мнение, что воспитание может принести плоды только в том случае, когда человек ещё не привык идти по неправильному пути. Но если он уже превратил неправильное поведение в своё обычное поведение, то ничего уже не поможет и жаль приложенных усилий. Говорит тогда Тора, что даже в случае такого поведения, как когда евреи имели обычай употреблять в пищу кровь, всё равно существует обязанность их воспитывать и правильным воспитанием изменить их привычки. 3) Есть такие, которые считают, что воспитание может подходить только к таким вещам, которые можно логически объяснить, а там, где заканчивается логика и начинается вера то воспитание бессильно. Если человек утверждает, что он не верит, то с ним уже ничего не поделаешь.
Говорит нам тогда Тора, что именно в этом случае, как осквернение коэна — вещи совершенно не поддающейся пониманию, существует обязанность воспитания, для того, чтобы научить нас, что и в вопросах веры воспитание приносит свои плоды и нет никакой необходимости опускать руки. Ведь в своём сердц е каждый еврей он верующий и правильное воспитание только помогает ему раскрыть эту веру в глубине своей души.