Мечта, которая сбылась

В этом году Гавриэлю Ильяевичу Борухову (на «Таджикфильме» сотрудники обращались к нему Григорий Ильич) исполнилось бы 110 лет cо дня его рождения. Он принадлежит к поколению деятелей культуры Таджикистана первой половины 20 века, стоявших у истоков зарождения и развития золотого периода в кино, литературе, изобразительном искусстве, музыке и театре.

Многие коллеги и друзья помнят Гавриэля Ильяевича как истинно интеллигентного  человека и мастера, влюбленного в своё дело. Он был весьма скромным в жизни, с душой относился ко всем, с кем приходилось общаться, и его доброжелательная улыбка располагала к доверию. Ценил он знания и придавал большое значение высшему образованию. И по этой причине Гавриэль Ильяевич дал возможность своим сыновьям – признанным специалистам в Таджикистане – учиться в высших учебных заведениях Душанбе и Ленинграда.

 В его жизни большую роль сыграли города Коканд, где он родился, Ташкент и Москва, где он жил и учился, и Душанбе, который стал его домом и в котором раскрылся его истинный талант творческого человека в области кино.

 В конце 2020 года Таджикистан отмечал 90-летие таджикского кино и киностудии «Таджикфильм», с которыми на протяжении 40 лет была связана творческая судьба Гавриэля Ильяевича. Он начал свою карьеру в этой киностудии еще во второй половине 30-х годов. Искусство кино в те годы находилось на заре своего становления не только в нашей стране, но и во всем мире.

 Здесь хотелось бы совершить небольшой экскурс в славное прошлое истории  киноискусства Таджикистана, где Гавриэль Ильяевич, будучи звукооператором дубляжа, сыграл важнейшую роль в ознакомлении таджикского  зрителя с наилучшими советскими кинокартинами ведущих киностудий страны.

1929 год стал точкой отсчета в истории кинематографии Таджикистана, когда была снята первая кинохроника «Советский Таджикистан», в которой рассказывалось о событии эпохальной значимости – прибытии первого поезда в Душанбе. Этот документальный фильм был снят любителями кино  Н. Гизулиным, В. Кузиным и А. Шевичем. Их имена  и вошли в историю культуры Таджикистана как основателей таджикского кино.  В этом же году документальный фильм «Советский Таджикистан»  был впервые продемонстрирован зрителям, воспринявшим увиденное  как настоящее чудо.  

Национальная киностудия «Таджиккино» была основана в  следующем, 1930 году. Специального оборудования тогда не было, но студийцы, проявившие смекалку «превратили фотографическое оборудование  в инструменты для киносъемки и изобрели необходимые устройства».  Уже на раннем этапе своего развития киностудией был создан ряд документальных фильмов на злобу дня, воспевающих приметы и достижения новой жизни, а также беззвучные чёрно-белые художественные фильмы: «Далеко от границы» (1932), «Когда умирают эмиры» (1932),  «Живой  Бог» (1935) и др.

Первое десятилетие в развитии Таджикского кино было отмечено творчеством замечательного кинорежиссера и актера Народного артиста СССР, Заслуженного деятеля искусств Таджикской и Узбекской ССР Комила Ярматова.  Им в «Таджиккино»  были созданы первые беззвучные фильмы «Почётное право» (1931) и «Эмигрант» (1934). В последнем фильме он сыграл  роль главного героя с  супругой – Софией Туйбаевой в роли главной героини, впоследствии ставшей примадонной и ведущей актрисой Таджикского академического драматического театра им. А. Лахути. В 1939 году Камилом Ярматовым был создан первый таджикский звуковой художественный фильм «Друзья встречаются вновь».  В те годы кинематографисты буквально совершали подвиги, снимая кадры к фильмам в отдаленных уголках республики: «Чтобы добираться до места съемок, создателям фильмов приходилось иногда идти пешком, иногда ехать на лошадях, верблюдах и ослах; иногда их подвозили случайные автомобили…” В 30-е годы, кроме К. Ярматова и С. Туйбаевой в кино работали Гламризо Бахор – режиссер, постановщик документальных фильмов и дирижер, Р. Пирмухамедов и Д. Саидов – актеры, М. Рахими – сценарист и  К. Олими –звукооператор и основатель таджикского дубляжа в киностудии. Гавриэль Ильяевич Борухов работал в «Таджиккино» в кругу этих замечательных пионеров киноискусства Таджикистана в должности ассистента звукооператора, и его ментором тогда был К. Олими.

К. Ярматов в 1940 году по приглашению узбекского правительства переезжает в Ташкент и начинает играть огромную роль в становлении и развитии узбекского кино. На киностудии «Узбекфильм» им были созданы иконографические фильмы: «Алишер Навои», «Авиценна» и другие.  С уходом Ярматова из «Таджикфильма» в 1940 году и в годы Великой Отечественной войны «производство художественных фильмов было временно приостановлено в Таджикистане». В военные годы Гавриэлю Ильяевичу пришлось работать старшим мастером ремесленного училища  номер 1 в городе Душанбе.  Во время войны большинство советских  студий было эвакуировано в Центральную Азию. Киностудия «Союзмультфильма» обосновалась в Душанбе. Совместно с таджикскими кинематографистами на Сталинабадской студии художественных фильмов (переименованное «Таджиккино») было снято  два фильма  – «Сын Таджикистана» в 1942         и «Таджикский музыкальный фильм», в которых были показаны особенности культуры таджиков и красота горного края.

В 1945 г. после окончания войны Борухов возвращается на работу в «Таджикфильм» в качестве звукооператора. В это же время здесь начинают свою творческую деятельность молодые выпускники ВГИКа Б.А. Kимъягаров и Д. Я. Ильябаев.   Этих деятелей культуры, сыгравших огромную роль в развитии киноискусства республики, связывало не только творчество, но и дружеские отношения.  

  Благодаря таланту и прекрасным организаторским способностям кинорежиссера, Народного артиста Таджикистана Бенсиона Ариевича Кимъягарова таджикское кино с конца 50-х годов вплоть до конца 70-х годов заявило о себе  на международной арене.  В эти годы им были созданы художественные фильмы, вошедшие в золотой фонд советского киноискусства и сыгравшие огромную роль в самосознании таджикского народа, культурное наследие которого уходит корнями в глубокую древность. Без преувеличения можно отнести к разряду шедевров следующие иконографические фильмы Б.Кимъягарова: «Судьбу поэта» – обладателя первой премии Каирского кинофестиваля (1959), посвященного жизни средневекового таджикско-персидского поэта А. Рудаки,  «Знамя кузнеца» (1961), а также  кинотрилогию по произведению  Абулкосима Фирдавси: «Сказание о Рустаме» (1970), «Рустам и Сухроб»(1971), «Сказание о Сиявуше» (1976).  Кимъягаров был одним из первых продюсеров в мире, кто обратился к бессмертному памятнику таджикско-персидской литературы «Шахнамэ» для создания художественных фильмов.

Cудьба у Гавриэля Ильяевича – необыкновенная, и в то же время типичная для среды деятелей искусства его поколения, сформировавшегося в трудную эпоху, отмеченную двумя мировыми войнами и революцией между ними.

 Родился он в 1912 году в Коканде, входившем в те годы в состав Туркестана Российской империи в семье Олии Юнаевой  и Илоу Боруховых.

Мать Гавриэля – Олия обладала незаурядным умом и сумела проявить стойкость характера в жизни, полной нестабильности, связанной с развернувшимися историческими событиями. Она очень рано при трагических обстоятельствах потеряла мужа Илоу – человека многих достоинств.  Ей пришлось в одиночку дать хорошее воспитание и образование всем детям в семье, следуя традициям своих незаурядных и талантливых предков.

Дед Гавриэля по материнской линии был Мулло Юно (раввинов в Средней Азии в прошлом было принято называть мулло), который был известным религиозным деятелем и успешным бизнесменом.   В 1878 году по приглашению еврейской общины он прибыл из Ирана в Бухару.  Мулло Юно был вдовцом и от первого брака имел троих очень успешных сыновей и дочь.   Здесь, в Бухаре, Мулло Юно женился вторично на молоденькой 13-летней девушке Ширин – бабушки Гавриэля. История этой семьи очень подробно описана племянником Г. Борухова, известным ученым, писателем и художником Эдуардом Аминовым в книге «Путешествие из прошлого в настоящее». Эдуард пишет о дяде Гариэля – Исааке, старшем сыне Мулло Юно, следующее: «получил доверие и вольное хождение в палаты эмира бухарского. От имени эмира, а также шаха Персии он находился в составе делегации на коронации русского царя Николая II в 1894 году».  Трагической судьбе Аврома (1846–1918) –  второго сына деда, посвящено произведение  Садриддина Айни – основоположника таджикской литературы 20 века – «Палачи Бухары». В книге реалистически описывается жестокость эмира, казнившего двоих сыновей на глазах отца – Аврома Юнаева.  О младшем сыне деда – Иляухаиме бен мулло Юно (1850–1902) Эдуард Аминов пишет:  «Образованный человек, учился в Петербурге. Иляухаим стал первым мужем Товои Урус…  От него Тово родила дочь Михал Каркиги, известную впоследствии танцовщицу и певицу бухарского эмира».  Товои Урус и Михал Каркиги вошли в историю культуры евреек Средней Азии как талантливые Созанда (артистки) – исполнительницы традиционных песен, танцев и знатоки восточной поэзии. Они работали у матери эмира в женской половине двора, куда мать эмира бухарского приглашала на пир гостей.  Созанда исполняли традиционные женские танцы, обычно сопровождаемые пением под дойру (бубен), а также декламировали стихи поэтов таджикско-персидской поэзии.  О сводной сестре матери Гариэля Эдуард  сообщает: «Блур бат мулло Юно (1857–1925) –дочь мулло Юно. Известно, что замуж она вышла за  Котони Хахама, младшего брата Шимона Хахама. Рав Шимон Хахам (1843–1910) выдающийся просветитель, поэт и первый переводчик Пятикнижия Моисея и других книг на бухарско-еврейский язык». 

Гавриэль в семье был самым младшим среди детей в семье, где росли трое старших братьев – Борис, Анатолий и Михаил и старшая сестра Эстер. Это были очень тяжелые годы, повсюду шла гражданская война,  в  1921 году и Олия вынуждена была определить юного восьмилетнего  Гавриэля в Детский дом номер 3 города Коканда, где он воспитывался до 1925 года. Там он получил хорошее начальное образование, благодаря чему Гавриэль Ильяевич в совершенстве владел русским языком, говорил без акцента, писал практически без орфографических и грамматических ошибок и прекрасно рисовал.  

В начале 20-х годов старшие братья Гавриэля  переезжают из Коканда в Ташкент, и позднее мать с остальными детьми следует за ними, обосновавшись здесь на постоянное жительство.  Гавриэль учится в Ташкентской Образцовой школе и заканчивает её успешно в 1928 году.  Своё образование он продолжает на рабфаке Среднеазиатского  института инженеров и техников, студентом которого был с 1929 по 1931 годы.

Имя летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова в 20-30 годы гремело по всей стране и было на слуху у каждого.   Молодёжь в те годы обрела романтическую мечту  – работать в авиации, и среди них оказался Гавриэль Ильяевич.  Он вместе с будущей супругой наречет третьего сына Валерием в честь легендарного Чкалова. Гавриэль едет в Москву со старшим братом Михаилом, который был отправлен от Узбекистана на учебу в замечательный Химико-технологический институт имени Д. Менделеева.

 Борухов  был первым и единственным представителем из среды евреев Средней Азии, поступившим в 1932 году в Московское высшее техническое училище им Баумана. Как известно, история этого славного учебного заведения началась еще в 1764 году, оно тогда называлось Императорским воспитательным домом для сирот. В начале 19 века название поменяли на Императорское  Московское техническое училище, а во второй половине 19 века – Московское высшее техническое и т.д.  Через некоторое время Гавриэлю пришлось из Бауманского перейти в Московский авиационный техникум (в 1938 году реорганизованный в Московский авиационный техникум им Н.Н.Годовикова). Здесь он учится с 1932 по 1937 годы на факультете радио-электро-светотехники.  После окончания техникума Борухов по распределению был направлен на работу в  Таджикское управление гражданского авиационного флота, где участвовал в становлении и развитии авиации в республике.

В 1937 году в Ташкенте он знакомится с красивой и образованной девушкой Тамарой Авезовой, которая стала его возлюбленной и навеки супругой. И покорил Гавриэль сердце девушки своим видом, когда появился в доме будущего тестя и тёщи в лётной форме авиатора.  Отец Тамары – Авезов Рафаэль Исхакович (выходец из Маргелана) и мать Мария (Мазал) Иссахаровна (родом из Андижана) жили в те годы в Ташкенте после переезда из Коканда.

Супруга Борухова – Тамара Рафаэловна получила образование школьного учителя и параллельно увлекалась театром. Она в начале 30-х годов играла на сцене в спектаклях «Аршин мал алан» и «Лейли и Меджнун» в новообразованном театре в Коканде, директором которого был её отец –  Рафаэль Исхакович Авезов.  В Самарканде в 30-е годы по его пьесе «Зулми Амир» («Под Гнётом Эмира») был поставлен спектакль в Еврейском театре. Авезов также автор пьесы «Малко» о судьбе женщины во времена Бухарского эмира. Копия этой пьесы из семейного архива Сергея Рафаэловича – сына Авезова, обосновавшегося  в Германии, была передана Музею бухарских евреев в Рамле (Израиль).

В 1938 году фортуна внесла свои коррективы в жизни Гавриэля Ильяевича. Его инженерно-техническое образование стало востребованным, и в 1938 он был пригашен на работу в «Таджиккино» на должность звукооператора.  Борухов многие десятилетия проработал ведущим звукооператором сектора дубляжа киностудии Таджикфильма. И ему в этом помогало то обстоятельство, что он свободно владел русским, таджикским и узбекским языками.  Ему приходилось помогать переводчикам в правильном выборе слов для перевода текста на таджикский и им было воспитано не одно поколение звукроператоров дубляжа в киностудии. С его мнением считались, с благодарностью обращаясь к нему Муаллим – учитель.  Григорием Ильичом было записано на таджикском языке около 400 художественных и документальных фильмов. Среди них: «Джамбул», «Два друга», «Укротительница тигров», «Кортик», «Неоконченная повесть», «Первый эшелон», «Пощечина», «Господин 420», «Сердце матери», «Жизнь прекрасна», «Отцовский наказ», «Свой парень», «Без права на ошибку» и др.; киножурналы «Новости дня», «Наука и техника» и «Новости сельского хозяйства».

Гавриэл Ильяевич работал в тесной связи в секторе дубляжа «Таджикфильма» со звездами и  ведущими актерами Таджикского академического драматического театра им. А. Лахути, на сцене которого с 1929 года были поставлены шедевры мировой драматургии «Фуэнте Овехуна» Лопе де Веги, «Отелло», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Два веронца» У. Шекспира, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Дядя Ваня» А. Чехова и многие другие. В дубляже фильмов участвовали именитые актеры, выпускники ВГИКа, стоявшие у истоков рождения и развития театрального искусства Таджикистана, и среди них М. Касымов, С. Туйбаева, А. Бурханов, Х. Назарова, Б. Наматиев, Г. Бакаева, Т. Завкибеков, М. Вахидов, Х. Гадоев и др. Гавриэля Ильяевича связывали с этими актерами не только профессиональные, творческие но и близкие дружеские отношения.

В жизни Гавриэля Ильяевича Борухова соединились разные эпохи –дореволюционная и эпоха строительства нового уклада, разные области творческой деятельности – инженерно-технологическая, киноискусства и театральная.   И каждый прожитый день в его жизни был творчески осознанным.   Его история жизни и его неоценимый вклад в киноискусство  Таджикистана – яркая страница истории евреев Средней Азии.

Зоя Борухова, искусствовед (Канада)