Мне очень трудно писать эти строки. Трудно найти слова, способные выразить боль, скорбь и потрясение от тех трагедий, которые народ Израиля переживает на своей земле. Вновь изверги, которых и людьми нельзя назвать, совершили террористический акт. Вновь на землю Израиля пролилась кровь евреев.
К моему большому сожалению, в смертоносном нападении, которое совершили террористы в городе на Элад на прошлой неделе, погиб Боаз Гол человек, связанный с общиной бухарских евреев семейными узами. Он ушел из жизни вместе с двумя другими евреями: Ореном бен Йфтахом и Йонатаном Хакоком, да будет благословенна их память.
Боаз был убит, когда шел на урок Торы. Он оставил после себя вдову Галит (урожденную Борухову) и пятерых сирот, одному из которых предстоит отпраздновать бар-мицву всего через месяц. Когда я читал, как один из детей Боаза вспоминал своего отца, мне казалось, что мое сердце разрывается от горя.
Как можно вынести эти неописуемые страдания и боль? Как можно утешить людей, на которых навалилось такое тяжелое горе?
*
Когда-то неподалеку о дома, где жил Любавический Ребе, при трагических обстоятельствах была убита женщина. Казалось, что ее родные не смогут перенести этой утраты. Некоторым из них просто не хотелось больше жить. В те тревожные дни Любавический Ребе откликнулся на это событие. Он рассказал историю об одном из самых уважаемых раввинов иудаизма раве Йосефе Каро.
Цадик, рав Йосеф Каро просил в своих молитвах только об одном – получить возможность умереть во славу Вс-вышнего. И однажды с небес к нему спустился ангел, чтобы объявить, что его просьба услышана. Но шло время, а Вс-вышний не торопился исполнить просьбу раввина. И тогда рав Каро вновь воззвал к небесам и вновь ответил ему ангел, что рав Каро еще не выполнил своего предназначения на земле.
Мы знаем, что рав Йосеф Каро (1488—1575 гг.), родился в Испании, в городе Толедо, затем переселился в Палестину, в Цфат. Первоначально рав Йосеф Каро создал трактат «Бейт-Йосеф» — пространный комментарий к кодексу «Арбаа Турим», выпущенный в 1550—1559 годах. В нём рав Каро попытался на основе разных приведённых мнений дать окончательное и единственное решение каждого вопроса, получив таким образом всеобъемлющий сборник Галахи. После чего он посчитал свою миссию на земле законченной и захотел уйти из жизни во славу Вс-вышнего.
Но получив отказ, рав Каро затем создал знаменитый кодекс «Шулхан арух», который вышел в свет в 1565 году в Венеции. Этот кодекс стал основным руководством по практической галахе, которое было признано всеми без исключения направлениями иудаизма. И теперь его используют, и изучают иудеи по всему миру уже несколько столетий. Именно об этом предназначении, рава Йосефа Каро говорил Любавический Ребе, когда рассказывал, почему Вс-вышний не исполнил просьбу цадика. Рав Йосеф Каро должен был написать главный труд своей жизни «Шулхан арух». И потому Ребе особо подчеркнул, что у каждого человека есть свое предназначение на этой земле, которое он должен выполнить, несмотря на смерть, террор или горе, окружающие нас.
*
Я верю, что наступит день, когда наш народ сможет радостно и безопасно жить на святой земле Израиля. Я верю в полное освобождение нашего народа от последствий изгнания, войн и террористических актов. Но пока этого не случилось, мы должны выполнить наше предназначение – жить, соблюдать и беречь Тору, помогать ближним. Вот почему Всемирный Конгресс бухарских евреев открыл специальный фонд помощи семье погибшего Боаза и семье раненого Шая. Эти мужчины, соединившие свои жизни с бухарскими еврейками породнились с нашей общиной. Помочь их семьям – наше предназначение.