Дорогие читатели, всем нам хорошо известно, что родной язык бухарских евреев всего мира основан всецело на персидском, таджикском и еврейском языках. Где бы ни проживали наши соотечественники и соплеменники: в Казахстане ли, в Киргизии, В Туркмении, в Туркестане, в Узбекистане, в Таджикистане, а сегодня и в Израиле, Америке, Австрии и в Германии, все они между собой общаются именно на этом своём родном языке и говоре. Они никогда не считали ни один из языков других народов, где бы они ни проживали, по воле и желанию Бога, своим родным. Говоря на своём родном языке, наречии и диалекте, они писали и читали на литературном языке Ирана и Таджикистана. Поэтому бухарские евреи, как лучшие знатоки и самородки песен Шашмакома, всегда признавали поэтов и писателей – классиков Ирана, как А.Фирдауси и А. Рудаки, Беруни и Хафиза, Саади Шерози и Ганджами, а также и других знаменитостей иранской литературы. Нам хорошо известно, что все тексты из музыкально – вокальной сокровищницы Востока и Средней Азии, под названием «Шашмаком», всецело и основываются на персидской литературе!
Поэтому нашей общине желательно поближе познакомиться с жизнью и творческой деятельностью самых знаменитых персидских поэтов и писателей. Одним из лучших и неповторимых из них является любимец общины бухарских евреев, а также народов всего мира Омар Хайям!
Омар Хайям легендарный учёный и философ, знаменитый благодаря своей невероятно результативной деятельности в таких сферах, как история, математика, астрономия, литература и даже кулинария. Он стал знаковой фигурой в истории Ирана и всего Востока. Среди всеобщих гонений (аналога инквизиции), притеснений за малейшее вольнодумие, жил и работал такой великий человек, свободный дух которого вдохновляет потомков сотни лет спустя.
Просвещать людей, мотивировать их, помогать им найти смысл в жизни – всё это делал Омар Хайям для своего народа долгие годы, став одним из творцов культурной, общественной и научной жизни в Самарканде. Его жизнь была настолько многогранной, а выдающиеся достижения в совершенно противоположных сферах деятельности, настолько недосягаемыми, что существует даже версия, будто бы Омара Хайяма никогда не существовало. Будто это какой-то собирательный образ какого-то чудо-человека не от мира сего?!
Есть вторая мысль – что под этим именем скрываются несколько людей, математиков, учёных, философов и поэтов. Конечно, исторически точно отследить деятельность человека, жившего тысячу лет назад, непросто. Однако существуют достоверные доказательства, что Омар Хайям – не миф, а реально существующий человек с выдающимися способностями, живший сотни лет назад. Известна и его биография – хотя, конечно, точность её подтвердить не представляется возможным.
Родился Омар Хайям в 1048 году в Иране. Семья у Омара была полная и крепкая. Отец и дед мальчика происходили из древнего рода ремесленников. Поэтому в семье были деньги и даже достаток. С раннего детства Омар демонстрировал уникальные аналитические способности и специфические таланты, а также такие черты характера, как усидчивость, любознательность, ум и рассудительность.
Он очень рано научился читать, к восьми годам он полностью прочитал и изучил священную книгу мусульман – Коран. Омар Хайям получил хорошее для того времени образование, стал мастером слова и успешно развил свои ораторские способности. Омар Хайям прекрасно разбирался в мусульманском законодательстве, знал философию. Он с молодых лет стал знатоком Корана. Поэтому к нему обращались за помощью в трактовке некоторых особо затруднительных положений и строк.
В юности Омар Хайям теряет отца и мать, самостоятельно отправляется на дальнейшее обучение математике и философским наукам, продав дом и мастерскую родителей. Он призывается ко двору правителя, получает работу во дворце и долгие годы проводит исследования. Он развивается творчески под присмотром главного человека в Исфахане. Омар Хайяма не зря называют уникальным учёным. Его перу принадлежит ряд научных работ на совершенно разные темы. Он проводит астрономические исследования, в результате которых им был составлен самый точный в мире календарь.
Омар Хайям разработал связанную с полученными данными по астрономии систему астрологии, которую использовал для создания рекомендаций по питанию для представителей разных знаков Зодиака и даже написал книги, удивительно вкусных и полезных рецептов. Омара Хайяма очень интересовала математика, его интерес вылился в анализ теории Евклида, а также создание авторской системы вычислений для квадратных и кубических уравнений. Он успешно доказал теоремы, вёл расчёты, создавал классификацию уравнений.
Его научные труды по алгебре и по геометрии до сиих пор высоко ценятся в научном профессиональном обществе. А разработанный им календарь является действующим на территории всего Ирана.
«Мы в этот мир вторично не придём,
Своих друзей вторично не найдём.
Держись за миг… Ведь он не повторится,
Как ты и сам не повторишься в нём!»
Рубаи, четверостишья и стихотворения Омара Хайяма до наших дней сводят всех мыслящих людей с ума своей неповторимостью и неподражаемостью. Основным отличием их написания является наличие авторского «Я» – лирического героя, который является простым смертным, не совершившим ничего героического, но размышляющим о жизни и о судьбе. До Омара Хайяма литературные произведения писались исключительно о королях и героях, а не о простых людях!
«Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть!
Лучше кости глодать, чем прельститься страстям,
За столом у мерзавцев, имеющих власть!»
Также писатель использует необычную словесность – в стихах отсутствуют вычурные выражения, традиционные многослойные образы Востока. Наоборот, автор пишет простым и доступным языком, конструирует мысли в содержательных предложениях, не перегружённых синтаксисом или добавочными конструкциями. Краткость и понятность – вот основные стилистические черты Хайяма, которые выделяют его стихи!
Будучи математиком, Омар Хайям мыслит логически и последовательно и в своих литературных произведениях. Он сочинял на абсолютно разные темы – в его сборниках есть стихотворения о любви, о Боге, о судьбе, об обществе и о месте обычного человека в нём. Позиция Хайяма по отношению к основополагающим концептам средневекового восточного общества резко отличалась от общепринятой на тот момент. Он смело высказывал свои нестандартные мысли, прославлял ценность обычного человека и важность его желаний и потребностей. Он верил, что Бог у каждого человека в душе, он его не покинет, и часто писал на эту тему.
«Я был в обиде на Творца, что не имел сапог,
Пока не встретил молодца, который был без ног!»
Позиция Омара Хайяма по отношению к религии противоречит общепринятой, что, конечно же, вызывало много споров вокруг его персоналии. Омар, действительно, скрупулёзно изучил священную книгу, а потому мог трактовать её постулаты и не соглашаться с некоторыми их них. Это вызывало гнев со стороны священнослужителей, которые считали поэта «вредным» элементом.
«Любовь вначале ласкова всегда,
В воспоминаниях ласкова всегда!
А любишь – боль и с жадностью друг друга
Терзаем мы и мучаем. Всегда!»
Хотел бы привести Вам, дорогие читатели, ещё одно его четверостишье о дружбе в рамках рассуждений целесообразности. Дружбу, как и любовь, он считал великим даром. Автор часто призывал не предавать друзей, ценить их, не разменивать на призрачное признание со стороны и не предавать их доверие. Ведь истинных друзей мало. Что предпочтёт быть одному, «чем с кем попало».
«Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить!
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить!»
Поверьте, дорогие друзья, что каждое поэтическое изречение Омара Хайяма, каждое его литературное творение – это неповторимая и бесценная жемчужина нашего мира!
«Удивления достойны поступки Творца!
Переполнены горечью наши сердца.
Мы уходим их этого мира, не зная
Ни начала, ни смысла, ни конца…»
Размышления поэта, философа и мыслителя Омара Хайяма о смысле жизни – это настоящая трагедия человечества, так как он считал, что самое несчастное мыслящее и высокоорганизованное животное, которое создано Богом – это человек! Что каждый человек – это временный гость. Так как, относительно всего живого на свете, только человек способен понимать и осознавать свои потери. Омар Хайям часто размышлял и так: «Человек рождается на этот свет и получает от Бога много подарков – это его дедушки и бабушки, любящие родители, братья и сёстры, родственники и близкие ему друзья! Но, постепенно, Бог отбирает у этого же человека все эти подарки обратно?! Дедушки и бабушки, родители и многие из близких, которые являются бесценным достоянием этого человека, умирают и уходят, независимо от его желания, в мир иной?!»
«Холодной думай головой,
Ведь в жизни всё закономерно!
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно!»
Или ещё что-то гениальное:
«Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!»
Омар Хайям призывал к рациональному и трезвому мышлению. Он, вопреки религиозному концепту отречения от земных благ, ради небесной благодати (?!), был уверен, что смысл жизни – в потреблении и наслаждении. Этим он злил общественность, но приводил в восторг правителей и представителей высших слоёв общества. Кстати, за эту мысль Омара Хайяма любила интеллигенция всего мира.
«Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь!
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь!
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!»
Омар Хайям посвятил завидную часть своего творчества любви к женщине, но сам он не стал связывать себя узами брака, либо заводить потомство. Жена и дети никак не вписывались в образ жизни Хайяма, ведь он часто жил и работал под угрозой гонений. Вольнодумный учёный в средние века в Иране – это было опасное сочетание.
Все трактаты и книги Омара Хайяма, дошедшие до потомков, являются лишь крупицами всех его полноценных исследований, на самом деле свои изыскания он мог передать современникам и для религиозных институтов, так как это достояние подвергалось неодобрению и даже преследованиям.
Да будет светлая и священная память об этом великом писателе и поэте, учёном и философе вечно с нами, которые признали его творчество и образ мышления за основу родной литературы бухарских евреев всего мира!
Рафаэль Бангиев,
Редактор страниц на языке бухарских евреев газеты «Менора»,
член Союза писателей Израиля,
Отличник искусства Израиля