Баалотха

В нашей недельной главе «Баалотха» Тора описывает величайшую скромность Моше-рабейну: «а человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле». Такая скромность нуждается в объяснении: ведь Моше это тот самый человек, который удостоился получить Тору с Синая; он был со Всевышним на горе 40 дней и 40 ночей.

Еще он тот, кто вывел еврейский народ из Египта и Всевышний пообещал ему: «…и сказал Б-г Моше — вот я иду к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, как Я буду говорить с тобой, и поверят также в тебя навсегда!» И, наконец, он тот, кто мог говорить с Творцом в любое время по своему желанию. Тогда как же это возможно, что он самый скромный из всех людей? И ответ на это следующий — Моше прекрасно знал все свои достоинства, то, что он возвеличен над всеми людьми, но несмотря на все это помнил всегда, что все эти достоинства он получил от Творца. У него всегда было в мыслях, что если бы все эти качества достались бы другому, то он точно так же достиг бы этого высокого уровня, а возможно и превзошел бы его. Вот поэтому Моше был скромнее всех людей.

Затем Ребе дает еще более глубокое объяснение: основное достоинство Моше-рабейну заключалось в служении пророка — посредника между Б-гом и людьми. Его уровень пророчества был наивысшим, как сказано: «…и не было более пророка в Израиле, которого знал Б-г лицом к лицу». Пророческий дар – это не то, чего можно достигнуть человеческими усилиями – это достоинство, даруемое сверху. Но ведь Моше-рабейну прекрасно знал, что именно он, удостоился этого пророческого дара, так как он мог оставаться самым скромным из всех людей? И тут Ребе приходит к выводу, что основой такой необыкновенной скромности вовсе не являлись расчеты (кто-то был бы еще лучше), а его скромность являлась его природной сутью, а это намного выше любых расчетов и размышлений.

Пример такой скромности мы находим у Всевышнего: сказано в трактате Мегила: «в месте величия Творца ты находишь его скромность». Абсолютно ясно, что мы ни в коем случае не можем сказать о Творце, что его скромность является результатом расчетов, скромность его суть. Точно так же у Моше-рабейну, да он думал и считал, что если бы кто-нибудь другой получил его силы и качества, то поднялся бы выше его, но несмотря на это была в нем сущностная скромность, которая выше расчетов.

Вот почему Моше был скромен сущностной скромностью и мог аннулировать себя перед каждым человеком, и никогда, обращаясь к кому-либо он не испытывал чувство унижения собственного достоинства. Более того, сам факт расчета, который делал Моше, еще больше укреплял его скромность. Потому что сутью его была скромность, ведь такой расчет очень прост и любой человек может сказать себе тоже самое, но несмотря на это не каждый становится от этого скромным. Но для человека стремящегося к духовному совершенству, Моше-рабейну должен быть вечным примером, ведь только по настоящему скромный человек может удостоиться высочайших духовных достижений и откровений. Надо смотреть на каждого снизу вверх.