«Все, что проходит через огонь, – проведите через огонь, и станет оно чистым…» Написано в главе Торы Бемитбар
В рамках этой аллегории возникает еще один, встречный вопрос: если мы допустим, хотя бы в качестве аллегории, что Г-сподь Б-г готов «оскверниться» ради Своего народа, то как, в таком случае, Он должен потом «очиститься»? И на это тоже есть ответ. Обычно мы проходим процедуру очищения, погружаясь в воды специальной купели для омовения (миква). Но Тора предусмотрела и альтернативное очищение – огнем, как сказано (Бемидбар, 31:23): «Все, что проходит через огонь – проведите через огонь, и станет оно чистым…» – огненная купель (миквэ шель эш). И действительно, в Талмуде приводится ответ, что Г-сподь как бы совершает ритуальное омовение в… огне (нура)!
Все вышесказанное может показаться далекой от реальной жизни абстракцией, игрой ума, не имеющей к нам ровным счетом никакого отношения. Тем более что сама Тора называет Всевышнего «Огонь пожирающий» (эш охела).
Однако однажды нашему «народу-священнику», подобно священнику из главы «Эмор», все же прошлось пройти такую суровую процедуру очищения, чтобы снять с себя всю нечистоту, накопившуюся за сотни лет, и в дальнейшем получить право войти в новый Храм – Грядущий мир: это очищение огнем Холокоста. Именно так следует воспринимать эту нашу национальную трагедию – как всеобщую искупительную жертву перед приходом нашего Избавителя. В результате выясняется, что все эти метафоры и сравнения вовсе не так далеки от реальной жизни, как нам может показаться.
Но сегодня (слава Б-гу!) нет никакой необходимости еще раз проходить «очищение»: ни на кострах инквизиции, ни в печах концлагерей (не дай Б-г!). Ведь у нас есть Лаг-ба-Омер – праздник… огня! Только иного огня – духовного огня сокровенных тайн Торы, которая тоже сравнивается с огнем, как сказано (Дварим, 31:2): «…От десницы Его – огонь учения для них» (эш дат). И это пламя не спалит тебя, подобно огню горящего куста терновника, в котором открылся Творец Моше в пустыне, и который «горел – но не сгорал», как сказано (Шмот, 3:2): «И явился ему ангел Б-жий в пламени огня из средины куста терновника. И увидел он: вот терновник горит огнем, но терновник при этом не сгорает».
Этот огонь сокровенной мудрости (пнимиют ѓатора), который раскрылся нам в виде учения Баал-Шем-Това и Алтер Ребе – хасидизма, напротив, дает нам силу духовно очиститься и пройти все испытания времен эпохи Мошиаха. Впрочем, и Храм будет возвращен нам в огне, как сказано (в молитве на пост 9 Ава): «Ибо Ты, Г-споди, в огне спалил Цион, и в огне Ты его отстроишь». Но это будет уже совсем иной огонь – «огненная стена», которая будет нас защищать, как сказано (Зхарья, 2:9): «И Я буду ему – слово Г-спода – стеной огненной вокруг, и для славы его буду в середе его».