Шавуот: важные мысли к празднику

Символом месяца ияр (аббревиатура названия месяца) стало выражение “Я – Г-сподь, целитель твой” (Шмот, 15:26). А Всевышний умеет излечивать так, что не останется даже воспоминания о пережитой болезни, а мы становимся только крепче и сильнее. Но главное, что необходимое “лекарство” – наш праведный Избавитель уже с нами, ведь Всевышний, как известно, посылает лекарство прежде самой болезни! С приходом нашего праведного царя-Машиаха – скоро, уже в эти дни!

Две клятвы

И провозглашайте в тот самый (пятидесятый) день: священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте; это устав вечный во всех жилищах ваших в роды ваши (Ваикра, 23:21).

Название праздника Шавуот имеет два значения: “недели” и “клятвы”. Откуда берется название “недели” (шавуот), понятно: нам предписано отсчитать полных семь недель, т. е. сорок девять дней, и на пятидесятый отмечать праздник Шавуот, как сказано: “И отсчитайте себе от второго дня празднования Песаха, от дня приношения вами ячменного снопа возношения, семь недель – полными да будут они” (Ваикра, 23:15).

Но что означает “клятвы” (швуот), и почему не одна, а две? Дело в том, что во время дарования Торы еврейский народ и Всевышний дали взаимные обещания и поклялись друг другу. Мы – что останемся верны нашему Творцу и Его Торе. А Он – что не променяет нас на другой народ. И хотя с той поры прошло более трех тысяч лет (!), до сих пор эти договоренности неизменны и обе клятвы остаются в силе!      

А вы будете Мне царством священников

Выражение “А вы будете Мне царством священников” является одним из ключевых мест в Торе, в котором Всевышний раз и навсегда установил особый статус еврейского народа непосредственно перед дарованием Торы. Причем в этих словах перечисляются сразу три достоинства или “короны”. Первая корона – Тора, как сказано: “А вы будете принадлежать Мне…” – т. е. свободны от всех прочих дел и обязанностей, чтобы заниматься исключительно изучением Торы. Вторая корона – царство указывает на царскую династию, которая пошла от царя Давида. И, наконец, третья корона – священнослужения относится к сословию священников, ведущих службу в Храме. (Из бесед Ребе.)

Кто исполняет – тот и понимает

Все знают знаменитый ответ народа Израиля на предложение даровать ему Тору: “Мы станем исполнять и выслушаем” (Шмот, 24:7), или, чуть иначе: “Исполним и поймем”, причем “исполнение” стоит здесь на первом месте.

Сильно заблуждается тот, кто полагает, что изучение Торы – это чисто интеллектуальный процесс. Иначе как объяснить, что только благодаря исполнению заповедей – “мы исполним”, можно достичь понимания их глубинного смысла? (Раби Бунем из Пшисхи.)

“И сошел Моше с горы”

Традиция подчеркивает, что Тора была дана нам не напрямую, а через Моше – из рук главы поколения. Однажды, спустя несколько дней после праздника Шавуот, хасиды зашли к Шестому Любавичскому Ребе Ребе Раяцу (1880–1950) и попросили его ответить на несколько вопросов. Однако Ребе отказался, заметив, что он еще “не спустился с горы Синай”, и поэтому ему пока нечего им ответить.

Держава

Праздник Шавуот, когда произошло дарование Торы, называется “державным днем” (ацерет): ведь вместе с приобретением “царского указа” – Торы, мы обрели новый статус и стали “царскими слугами”. (Сборник “Сфат эмет”.)

Главный сдерживающий фактор

Праздник Шавуот носит название ацерет, что можно перевести как “сдерживающий фактор”. Поскольку в этот день еврейский народ получил Тору, которая удерживает человека от дурных поступков и служит сдерживающим фактором, чтобы не поддаться различным соблазнам. (Раби Леви-Ицхак из Бердичева.)

Две эпохи

Всю историю человечества можно разделить на две большие эпохи. Одна – от сотворения мира до дарования Торы, вторая началась сразу после дарования Торы и завершится приходом Машиаха уже в наши дни. Это событие стало рубежом и для нас: ведь именно тогда, на рубеже этих двух эпох, еврейский народ был назван “избранным” (ам сгула) “святым народом” (ам кадош). (Из трудов Ребе.)

Перед жатвой

Праздник Шавуот, помимо того, что считается праздником дарования Торы, является одновременно праздником жатвы. Вот как эти его черты нашли отражение в поведении р. Исраэля из Ружина – знаменитого Ружинер Ребе.

Ружинер Ребе не имел обыкновения учить Тору в последнюю субботу перед праздником Шавуот и так объяснял этот свой обычай: “В эту субботу я как земледелец перед жатвой: старый урожай уже закончился, а новый еще не собран”.

Возвышенность

Тора не случайно была дарована на горе. И гора, и равнина образуют земную поверхность, разница лишь в том, что гора представляет собой возвышение. Тора дана нам для того, чтобы возвысить материю, хотя она при этом не перестанет быть материей. И примером этому может служить обыкновенная… гора. Какой и была гора Синай, которая удостоилась на какое-то время стать центром мира – тем местом, где произошло величайшее из событий в истории человечества.

Медный грош

Праведный раби Йехиэль-Меир из Гусятина покинул этот мир в канун субботы, 21-го швата. Перед своей кончиной он попросил двух своих сыновей прочитать ему Десять заповедей и каждой из заповедей дал свое толкование. Относительно заповеди “не кради” он заметил следующее: “Для Всевышнего нет разницы, украл ли ты мешок с деньгами или медный грош. Смысл запрета “не кради” в том, чтобы просто ничего не брать чужого – вовсе!”.

Горячее сердце, холодный разум и чистые руки

Когда в свое время Дзержинский выдал эту свою знаменитую формулу, он был не так уж далек от истины. Только вот применил он ее не по адресу.

В Мидраш раба сказано, что Тора была нам дарована посредством трех вещей – огня, воды и пустыни. И они же являются главными условиями для приобретения знаний в Торе. “Огонь” – горячее желание в сердце каждого еврея изучать Тору. “Вода” – спокойствие и рассудительность нашего разума, главного “инструмента” изучения Торы. А “пустыня” служит символом отказа от корысти и удовольствий этого мира ради постижения истины.                                                 

Бецалель Шиф