Каждый день в течении последних 15 лет рав Звадия Коэн проделывает один и тот же путь из «шхунат бухарим» в Иерусалиме до регионального раввинатского суда, который расположен на улице царя Давида в Тель-Авиве. Дело в том, что рав Звадия Коэн является даяном – судьей. За время своей службы в религиозном суде рав Звадия разобрал и вынес свои вердикты по тысячам самых разных дел, среди которых были очень необычные и запутанные. Шесть лет назад рав Звадия Коэн был избран председателем тель-авивского регионального суда, в юрисдикцию которого входят более чем два миллиона человек, проживающих в Гуш Дане. Сегодня фактически рав Звадия Коэн руководит и направляет работу 22 даянов – председателей окружных религиозных судов. При столь огромной занятости рав Звадия Коэн находит время для помощи общине бухарских евреев в рамках Всемирного Конгресса. Он также является инициатором открытия специального колеля для будущих даянов в иерусалимском районе «шхунат бухарим».
В преддверии праздника Шавуот мы попросили рава Звадия Коэна ответить на несколько вопросов редакции.
| Бар Давид
Перевод Леонида Елизарова
– Я вырос здесь, в «шхунат бухарим», – рассказывает рав Звадия Коэн, по соседству с бэйт кнессетом Галибов. У нас была очень маленькая квартирка. Одна комната, ванна, кухня. Здесь прошло мое детство, затем я жил в ешиве Порат Йосеф и в общежитиях при колелях.
-А где вы живете сегодня?
-Здесь же, где и жил в детстве.
в «Шхунат бухарим» в Иерусалиме. Правда сегодня я живу в другой квартире. Но, в целом, все осталось по-прежнему.
– Рав Звадия, но ведь, со времен вашего детства, и район как-то изменился?
– Главные изменения, которые мне не очень по душе, это переезд бухарских евреев и сефардов в районы спутники Иерусалима: Писгат-Зеев, Неве-Яаков, Рамот. В пору моей юности бухарских евреев здесь было большинство. Теперь ситуация изменилась. Я вырос рядом с бэйт кнессетом Мусаев, где мой отец читал Тору. Я начал читать Тору с 18 лет в бэйт кнессете в синагоге Баба Тама с раввином Давидом Нисановым. Я читал там Тору почти 30 лет.
– Что вы можете сказать о своем детстве?
– Мое детство можно охарактеризовать одним словом – бедность. Мой отец не был обеспеченным человеком. Мы росли в подвальной комнате, где не было ни электричества, ни воды. Воду мы брали из общественного туалета рядом с бэйт кнессетом Баба Тама. Но папа всегда внушал нам: “Я хочу, чтобы вы учились, я хочу, чтобы вы добились успеха, я хочу, чтобы вы были лидерами”.
– Вы уже в юности знали, кем хотите быть?
– Я был целеустремленным молодым человеком. Помню, когда я садился в автобус возле раввинатского суда в Тель-Авиве, я думал о том, что именно в этом учреждении я хочу работать. Стремление к высокой цели — это важная часть, нашей жизни. Когда человек ставит перед собой цель высокую цель, он будет стремиться ее достигнуть.
Сегодня общаясь с молодыми бухарскими евреями, я часто расстраиваюсь, когда вижу неуверенных в себе юношей, которые думают, что у них мало шансов чего- то добиться в жизни. Они считают, что если за ними нет богатых и влиятельных родителей или определённых связей, то вряд ли они чего-нибудь добьются в жизни. Это не правильная жизненная позиция. Я могу привести десятки если не сотни примеров того, как люди строили себя сами и добивались серьёзных успехов. Да что говорить, моя жизнь тоже может служить таким примером.
Более того, сегодня молодым религиозным бухарским евреям намного легче сделать успешную карьеру, чем это было во время моей молодости. Сегодня нашу молодежь энергично поддерживает Всемирный Конгресс бухарских евреев под руководством Льва Леваева. Это святое и великое дело. Ведь именно благодаря финансовой поддержке Льва Леваева недавно мы смогли открыть в «шхунат бухарим» колель для бухарских евреев, где они будут обучаться профессии судей-даянов. Здесь получат свое образование будущие духовные лидеры общины бухарских евреев.
– Ваши предки не из Бухары?
– Нет. Мой дедушка был мясником в Афганистане. Мой отец родился на горе Скопус в Иерусалиме. Я вырос здесь, в «шхунат бухарим» и с детства был очень привязан к раввину Давиду Нисанову. К слову, я вырос в том же районе, где рос моран рав Овадия Йосеф, который с детства общался с бухарскими евреями и пронес свою любовь к этой общине через всю жизнь. Он всегда с удовольствием рассказывал нашей молодежи, что в пору его юности бухарские евреи часто покупали ему священные книги и подкармливали его, стараясь чтобы он мог учиться без особых бытовых забот.
К слову, идея открыть колель даянов для бухарских евреев возникла у рава Овадии. Помню в 2004 году он позвонил мне и сказал, что мы начинаем этот проект. Рав Овадия сам читал нашим студентам лекции, от своего имени выписывал дипломы, финансировал обеды студентов. Через несколько лет после этого звонка, я стал даяном и меня назначили одним из руководителей этого колеля. Потом, на какое-то время колель прекратил свою работу. Но, с помощью Вс-вышнего и при поддержке Льва Леваева мы вернулись к этому проекту. И это очень символически, что колель находится именно в «шхунат бухарим». Ведь, тем самым, мы начинаем процесс духовного возрождения общины бухарских евреев в Израиле.
– Учеба в колеле для даянов длится восемь лет. Какими словами вы мотивируете аврехим, чтобы они сумели выдержать весь этот не простой процесс.
– Я всегда говорю молодежи, которая слушает мои лекции, что они выходцы из талантливой и трудолюбивой общины. Я говорю, что терпение и труд все перетрут. Да и потом у каждого человека должны быть здоровые амбиции стать кем-то значимым в жизни. Например, амбициозный врач всегда будет хотеть стать профессором, директором больницы. Так почему же амбициозному молодому человеку останавливаться на ступени рав бэйт кнессета и не стремиться идти дальше? Ведь сегодня нашим молодым людям практически ничего не мешает двигаться вперед.
– В последние годы раввинские суды заняли важное место в общественном сознании Израиля. Вам теперь часто предлагается принимать судьбоносные решения в жизни граждан. Но некоторые граждане не готовы принимать решения раввинатского суда. Как вы относитесь к этому?
– По законам государства Израиль, каждый гражданин имеет права выбрать в какой суд он хочет обратиться – в государственный или раввинатский. Правда это относится к вопросам, которые в компетенции раввинатского суда. Потому, скажу несколько слов о нашей компетенции. Раввинатский суд является религиозным судом, рассматривающим вопросы личного статуса евреев в Израиле. В исключительную юрисдикцию раввинатского суда входят вопросы брака и развода. Ведь «браки и разводы евреев в Израиле осуществляются по законам Торы». В случае, если кто-либо из супругов подал иск о разводе, раввинатский суд правомочен принимать решения и по другим вопросам, связанным с разводом (например, об уплате алиментов и месте проживания детей), но при условии, что эти вопросы не находятся на рассмотрении другого суда с параллельной юрисдикцией.
Вопросы, связанные с разводом, и другие вопросы (такие как усыновление или вопросы наследства) могут также рассматриваться раввинатским судом, если все стороны согласны с ведением дела в этом суде. Кроме того, в компетенцию раввинатского суда входит проведение гиюра, который проходят в окружном раввинатском суде или специальном суде по гиюру.
– Жизнь не стоит на месте. Как эта жизненная динамика отражается на работе раввинатского суда?
– С недавних пор мы рассматриваем вопросы, связанные с суррогатным материнством. Мы стали принимать к рассмотрению дела тех женщин, которым мужчины не дают развод по правилам Галахи и потому эти женщины не могут строить свою жизнь дальше. Я говорю о супружеских парах, которые проживают за границей. Ведь, если мужчина живет в Израиле и без серьезных причин не готов дать развод своей супруге, то мы, в свете наших законов, можем арестовать его и привлечь к ответственности. Еврей, не являющийся гражданином Израиля, не может быть нами арестован по этой причине. Но мы можем задержать выезд такого человека из страны. И, знаете, иногда этого достаточно.
Помню как-то мне позвонили в два часа ночи с просьбой срочно наложить запрет на выезд из страны такого вот «отказника». В этих случаях нужно действовать быстро, потому я всегда ношу компьютер с собой. Наш герой узнал, что он не может вылететь прямо в аэропорту Бен Гурион. Он приехал ко мне обжаловать это решение. Человек был очень злой и нервный. В зал суда также приехали его супруга с ее адвокатами. Компромисса не получалось. Ведь мужчина не выполнил решение четырех религиозных судов в США по поводу развода.
Оценив ситуацию, я попросил всех выйти из зала, чтобы поговорить с мужчиной один на один. Я сказал ему, что считаю его порядочным человеком с добрым сердцем. Он начал рассказывать мне свою историю. Мне пришлось взять на себя функции психолога. В итоге, после часовой беседы, мы обо всем договорились.
– Представляю, какая это была беседа. Вы не устаете, не чувствуете нервного напряжения, которое может иссушить человека?
– Устаю. Но мне нравится моя работа. Ведь это то, чего я хотел в молодости, садясь в автобус возле здания религиозного суда в Тель-Авиве. Это была моя цель. И, знаете, не так давно мне предложили равнозначную должность в Иерусалиме. Но я отказался, потому что в Тель-Авиве я построил хорошо отлаженную систему и хочу продолжать работать в ней, исполняя, тем самым мечту молодости. Вот почему и сегодня каждый день еду на работу из Иерусалима в Тель-Авив, а вечером – обратно.
– Что бы вы могли сказать нашим читателям в преддверии праздника Шавуот.
– Вс-вышний вручил нам Тору на горе Синай. Мы – избранный народ. Потому, каждый из нас наделен силами и возможностями, о которых он часто не подозревает. Будьте целеустремлены и настойчивы, не бойтесь ставить перед собой серьезные задачи, решайте их, Вс-вышний вам поможет.