Вечный зов

Время неподвластно нам. Стремительно бежит вперёд, оставляя пространство между прошлым и настоящим. Пандемия произвела переоценку ценностей. Всё чаще мы стали задумываться о прошлом. Там, откуда мы родом, оставили наше духовное начало, близких и родных, всё чаще наши взоры устремлены в прошлое, ведь там, наше наследие, духовная сила, родители, предки. И для пополнения духовной силы, приходится вспоминать о них, искать встреч с ними, часто возвращаться в прошлое.

Вот уже который раз за эти более чем 30-лет проживания в Эрец Исраэль, я поехал поклониться могилам своих предков в Ташкент и Самарканд. Эти поездки дают мне прибавления в духовности, осмысленности в сегодняшнем мире, общении с ушедшими.

В 1990 году, оставляя нашу семью, я оставил отца, ему было-то всего 67 лет, для меня он так и остался молодым. Ему ещё и не было 70-лет, когда он не смог осуществить свою мечту жить на земле Обетованной. Не судьба! К нему и другим родным и близким влечет меня желание посетить бывшую родину, желание вернуться в прошлое и много вопросов, на которые мне трудно получить ответы без совета отца к кому я относился с великими уважением и преклонением.

И вот, я перед вратами, разделяющими два мира: тишину и покой, вечный сон, мир успокоенности и благоденствия и наш мир поиска, обогащения, мир не благополучия, мир зла и добра. Не могу себе простить, я не сразу нашёл могилу отца. Долго искал, пришлось прибегнуть к помощи служителя кладбища, но пока он достал книгу записей, я нашел могилу отца. Всё та же смиренность и безмятежность, когда молча смотришь на холодный камень, где душа и тело были соединены воедино при погребении, вот только меня не было рядом. А вообще хочу сказать о главном – надо бывать чаще на могилах родных.

Всё изменилось там. Чисто и уютно, порядок и удовлетворенность. Также был в смятении, не найдя могилы сестры, дедушек и бабушек. Всё там изменилось. Пропали те штрихи, ориентиры, по которым находил нужные могилы. Убраны деревья, чтобы не было листвы, нет тех нескольких ступенек, что вели вниз к концу кладбища. Главная дорожка облицована мозаичным камнем, стало больше света, объёма и уюта. Правда есть и неприятные моменты. Служителям кладбища всё равно в каком состоянии могилы, они охраняют могилы, чтобы не “украли” и не было вандализма. Приведу пример: мой дядя Юсупов Ильёмани, участник Белофинской и германской войн, пропал без вести, в конце апреля 1945 года, не дожив до Победы 15 дней. Нет там его могилы. Но керамическая фотография наклеена на памятник бабушки Эстер, это фото валялось рядом с могилой. Мне пришлось заплатить и упросить служителя, чтобы он приклеил её на место. По непредвиденным обстоятельствам я не смог проверить – сделал он это или нет.

Многие могилы устарели, отлетел угол, трещины на камнях, где-то провал камня, это всё личное и советую чаще приезжать и следить за этим. А ещё создать комиссию. Ведь деньги отсылаются, чтобы обследовали и выявили ущемленные временем могилы, записывали и оповещали. Сердце болит за оставленные без присмотра могилы, об этом я хотел поговорить с равом Шломо Бабаевым, хорошим знакомым, представителем Конгресса бухарских евреев. К сожалению, на ул. Чкалова, 9 – бейт-кнессете бухарской общины Ташкегнта я его не застал, он находился в другом месте.

Вечный зов, что толкает на зиёрат не заглушить ничем. Зов предков, память этот навечно, пока мы живы и должны передать своим детям и внукам.  Далее было посещение кладбища г. Самарканда. Впечатление о самаркандском кладбище намного лучше. Чище, уютное, больше света и крупнее по масштабам. Да, к сведению тех, кто хочет посетить это кладбище. Лестница, ведущая к старому входу закрыта. Кладбище старинное, одно из древних в Средней Азии, очень аккуратно и со вкусом прибранное, есть монументальные памятники – Моше Калантара и других деятелей бухарской общины. Но и здесь есть памятники, где отколоты плиты. Главного смотрителя кладбища гос-на Иссахарова не было на месте. Не кому было указать на недопущения. На одной из могил не было нижней плитки, к кому обратиться, как исправить? Эти маленькие недостатки присутствуют на многих кладбищах бухарских евреев. Нужны частые посещения и устранение этих недостатков.

Впечатление хорошее, видна забота о усопших, отношение к предкам и памяти родных. И по праву кладбище г. Самарканда – объект туризма в Узбекистане. Всё это говорит о том тёплом отношении к памяти предков. Это наша ценность и гордость за наших родных. Каждым из них мог гордиться наш соотечественник. Зов предков у нас в душе и сердце. Об этом мы должны всегда помнить.Юсупов Мордехай.